в рассказе толстого есть два противопоставленных героя - жилин и костылин.жилин при нападении татар пытыается защитить себя, а костылин, как трус убегает,хотя его потом тоже ловят и берет в плен все те же татары и береут его в плен вместе с жилиным. жилин в отличии от костылина пытается спастись из плена и заслуживши доверие у свего хозяина и местных жителий решил бежать.но его совесть не позволяла ему бросить в беде его товарища - костылина и решает брать его с собой.костылин первое время отказывался и после долгих уговоров соглашается.беглецы пошли в лес без обуви и порезали себе ного о ветки и сучья в лесу.жилин мужественно переносил боль,а костылин всю дорогу жалуется на бол и хочет вернутся назад из-за чего их обнаржили ночью татары и снова взяли их вплен но в этот раз их держали не в сарае, а глубокой яме из которой невозможно было выбраться.но тут дина- девочка которая влюбилась в жилина ставит ночью ему лестницу,чтобы он выбрался и снова приглашает костылина идити, но на этот раз костылин наотрез отказывается идти с ним.жилин не стал спорить и горячо дину он побежал к себе в крепость.он бежал 3 дня и когда до крепости оставоль несколько сотен метров его заметили татары и погнались за ним и если бы его не заметили его сослуживцы его бы догнали и опять взяли в плен и на его защиту выбежала небольшая группа солдат и татары испугавшись повернули назад. его товарищи были рады его видеть.через некоторое костылина выкупили родственники.
фамилия жилин происходит от слова жилистый- сильный,мужестыенный,терпеливый, что проявляется в его характере.фамилия костылин происходит от слова костыль что тоже видно в характере костылина.
У Настасьи умер муж, Степан, от которого ей досталась красивая шкатулка. В шкатулке было много драгоценных камней и разных украшений, в которых чувствовалась рука настоящих мастеров.
Многие купцы уговаривали вдову продать им шкатулку, но Настасья знала цену этим настоящим сокровищам и не торопилась продавать их. Её дочь Танюшка тоже была против продажи малахитовой шкатулки. Она любила рассматривать драгоценности и любоваться красивыми украшениями.
Но случилось несчастье, был сильный пожар, дом сгорел, и женщинам пришлось продать малахитовую шкатулку. Так украшения Степана попали в руки богатого барина, который, увидев Танюшку, влюбился в нее и решил взять ее в жены.
Но девушка сказала, что выйдет замуж только после того, как увидит настоящую царицу. А барин уже всем рассказал про свою красавицу и рукодельницу невесту, и царица пригласила Танюшку на приём знатных гостей.
Барин вышел встретить уральскую красавицу, но когда увидел ее в простой скромной шубейке, испугался и спрятался. Девушка всё поняла, скинула шубейку и, войдя в колонну в шикарном малахитовой платье, исчезла. Вместе с ней исчезли все драгоценные камни и богатые украшения из малахитовой шкатулки.
Ее тема — неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти.
Идея повести в обличении сословно-привилегированного аристократического дворянства и страшной власти денег, уродующей, обесчеловечивающей человека, возвещающей о новой, буржуазной формации, идущей на смену феодализму, в развенчании индивидуализма.
В «Пиковой даме» великолепно очерчена капризно-деспотическая графиня, представительница вымиравшего порочно-паразитического придворного барства XVIII века, а также ее бедная, зависимая воспитанница — Лизавета Ивановна и золотая аристократическая молодежь, всем пресыщенная, изнуряющая себя в кутежах, на балах и за карточными столами.
Но основная идея повести олицетворена в образе инженерного офицера Германца. «Деньги — вот чего алкала его душа! » — с горечью говорит о нем Лизавета Ивановна. Именно буржуазными влияниями обусловливается авантюризм, рассудочность, практицизм, жестокий, хищный эгоизм и необычайное честолюбие этого героя.