«степь чем далее, тем становилась прекраснее… ничего в природе не могло быть лучше. вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! …»
«по небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. трещание кузнечиков становилось слышнее. иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».
подробнее:
остап – старший син козацького полковника тараса бульби, брат андрія і просто хоробрий воїн. остап разом з братом закінчив київську бурсу і повернувся додому, де їх чекали батько з матір’ю. батько дуже пишався своїми синами, але вважав, що справжня школа життя ще попереду. остап відрізнявся гарячим, непохитним характером, мужністю і рішучістю. коли батько вирішив щодо їх одягу молодих семінаристів, він відповів бійкою, оскільки не терпів знущань. батько заохочував такий характер. про вольовий характері героя свідчить факт успіхів у навчанні. спочатку йому зовсім не давалося навчання, але незабаром він вже був одним з кращих академіків в закладі. мрії остапа були завжди пов’язані зі битвами подвигами. він не хотів ні в чому поступатися своєму батькові, старому козацькому полковнику. остапу було 22 роки, але він уже був досить холоднокровний, розважливий і рішучий. незважаючи на це, серце остапа було добрим. його до глибини душі чіпали сльози матері, і він тяжко переживав втрату брата. козаки що швидко оцінили силу і сміливість молодого остапа і ставили його в перший ряд в битвах. навіть подейкували, що з нього в майбутньому вийде хороший полковник. цей персонаж до кінця залишався вірним вітчизні, родині і товаришам. на жаль, доля його була трагічна. потрапивши в полон до поляків, згодом він був страчений у варшаві. останні його слова були пов’язані з батьком. він знав, що батько десь поруч. навіть в процесі страти остап не вимовив жодного стогону або крику. він помер як герой, відданий своїй батьківщині.
джерело: довідник цікавих фактів та корисних знань © dovidka.biz.ua
Более трудные условия жизни в местах с умеренным климатом, где обитали славянские племена, в известной степени замедляли общественное развитие. Чтобы повысить уровень производства, обеспечить получение прибавочного продукта, здесь нужны были в те времена более совершенные орудия труда, иные формы организации производственной деятельности людей и их побуждения к труду, чем это имело место в Средиземноморье и странах Востока.
Сложившиеся в конце концов в недрах первобытнообщинного строя новые производительные силы славянских племён обусловили необходимость и возможность перехода к классовым отношениям не рабовладельческого, а феодального типа.
К VIII—IX вв., когда племена Восточной и Северной Европы вступили в стадию разложения родовых отношений и возникновения элементов классового строя, античное рабство в Западной Европе, исчерпав свои возможности, рухнуло, рабовладельческий производства уже не существовал, а на его месте утвердился феодализм. К тому времени в странах Восточной и Северной Европы не могли восторжествовать рабовладельческие отношения хотя бы потому, что возможности получения рабов из других стран были крайне ограничены.
Вследствие большой устойчивости общинных отношений славянская сельская община сумела оказать упорное и весьма длительное сопротивление попыткам феодалов насильственно закрепостить свободных крестьян — общинников, заставить их работать на себя. Опираясь на силу общины, крестьяне упорно сопротивлялись закрепощению. Подобное положение имело место не только у славянских народов, но и в странах Северной Европы. Борясь за то, чтобы оставаться свободными общинниками, крестьяне восставали (в Киевской Руси, в Польше), совершали побеги в незаселённые, окраинные районы (в России, например, в Приднепровье, Донские и Приволжские степи, в Заволжские леса).