синтаксический разбор также включает разбор по членам предложения. правильный синтаксический разбор:
1. на столе (обстоятельство), на полу (обстоятельство), на стульях (обстоятельство) лежали (сказуемое) книги (подлежащее).
предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа «книги лежали», распространённое, осложнено однородными членами (обстоятельствами).
2. магазин (подлежащее) получил (сказуемое) шерстяные (определение), шёлковые (определение) и льняные (определение) ткани (дополнение).
побудительное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа «магазин получил», распространённое, осложнено однородными членами (определениями).разбор по членам предложения: 1. на (предлог) столе ( на (предлог) полу ( на (предлог) стульях (сущ.) лежали (глагол) книги (2. магазин (сущ.) получил (глагол) шерстяные (прилагательное), шёлковые (прилагательное) и (союз) льняные (прилагательное) ткани (существительное).
повесть николая васильевича гоголя “шинель” сыграла большую роль в развитии . “все мы вышли из “шинели” гоголя”, — сказал ф. м. достоевский, оценивая ее значение для многих поколений писателей.
рассказ в “шинели” ведется от первого лица. мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. герой повести — акакий акакиевич башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, — бесправный и униженный человек. гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.
сослуживцы относятся к нему без уважения. даже сторожа в департаменте смотрят на башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. а молодые чиновники смеются над акакием акакиевичем. он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. а в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “оставьте меня, зачем вы меня обижаете? ”. “и что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, — пишет гоголь. — в нем слышалось что- преклоняющее на ”
повествование в “шинели” построено так, что комический образ башмачкина постепенно становится трагическим. он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он : по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. по улицам акакий акакиевич ходит осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, — пишет гоголь. новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
и вот шинель башмачкина готова. по этому поводу чиновники устраивают банкет. счастливый акакий акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. ночью, когда башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. счастье этого человека длилось только один день. “на другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. он обращается за в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. тогда акакий акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. он заболел и вскоре умер. “исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, — пишет гоголь.
подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место башмачкина просто занял другой чиновник.
повесть “шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. после смерти акакия акакиевича на улицах петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. одни видели в нем схожесть с башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. после этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. такой конец повести подчеркивает авторский замысел. гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы , что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. недаром один из сослуживцев башмачкина услышал за его словами: “оставьте меня, зачем вы меня обижаете? ” другие слова: “я брат твой”.
Художественные образы:
Образ госпожи Простаковой.
Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова — типичная представительница мира беззакония и произвола. Она — пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Образ Тараса Скотинина.
Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина — пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» — поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой.
Образ Стародума.
Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» — в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.