1) Григорий Александрович Печорин показан читателю человеком весьма противоречивым. С одной стороны Лермонтов описывает его, как хладнокровного эгоиста, но с другой стороны герой показан человеком "самых честных правил". Печорин будто уже прожил жизнь когда-то, и теперь его чувства всё меньше тревожат обыденные забавы:"...Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно." Из негативных черт героя можно выделить безразличие к человеческим слабостям:"Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами...". Из-за своего эгоизма герой разрушает жизни и судьбы других людей без особой на то надобности. Однако, Печорин предстаёт перед нами человеком весьма благочестивым, ибо он всё же испытывал муки совести за участь Бэлы и, к примеру, не стал поддаваться лицемерию при встречи с Максимом Максимовичем, показав ему при встрече истинные впечатления.
2) Конечно, Григорий не был до конца хладнокровен по отношению к Бэлле, ведь даже проронил скупую слезу, узнав о смерти девушки. Это свидетельствует о том, что он жалеет о своей гадкой участи. Он страдал от того, что не умел чувствовать и искренне сострадал "жертвам" своего холодного нрава. А это говорит о том, что он всё же на сострадание.
3) В главе "Княжна Мери" автор раскрывает героя с новой стороны. Его умения играть чужими чувствами ему завладеть сердцем княжны. Его исповедь перед Мери была вполне откровенна, ведь он открыл ей пороки своего нрава. Он признаёт то что играет перед княжной "самую низкую" роль. Печорин в открытую признаётся Мери в том, что не любит её и не претендует на женитьбу с ней. Это вновь показывает его жестокость, ибо он разбил девушке сердце, невзирая на её плачевное.
4)Печорин никогда не привязывался к людям, поэтому обошёлся с Максимом Максимовичем весьма холодно. Для этого старого солдата Печорин был другом ещё с того случая на Кавказе, вот только для самого Григория Максим Максимович ничего не представлял, ибо был очередной марионеткой в его руках
«1. Наметить себе цель в жизни. Поставить перед собой определённую задачу.
2. Приложить все усилия и напрячь свою волю для достижения этой цели.
3. Избрать предмет своих действий не в себе, а вне себя. Стараться дорожить жизнью не ради себя, а - ради цели своей жизни.
4. Быть полезным - не в отвлечённой, общей, изолированной, «филантропической» форме, а в форме деятельной и определённой. Никогда не отказываясь от возможности творить добро многим (благотворительность, симпатия, снисходительное добросердечие), посвятить свою жизнь благу того или иного человека, тех или иных людей. - Главное - ни в коем случае не растворять своей любви и милосердия в расплывчатой сентиментальности.
5. Никогда не переставать искать Истину...».