треба самому навчатися, здобувати розум
навчає цінувати розсудливість, розум, бажання вчитись, доброту, працьовитість, вихованість.
Наші помилки у житті змушують нас замислюватись над життям, вчитись нового, жити по іншому, краще думати.
Був собі горобець. І був би він нічого собі горобчик, тільки біда, що дурненький він був. Горобчик звертається до курки, зозулі, бузька, гави, сови, сороки, щоб ті навчили його розуму. І тільки поважний крук відповів горобчику-бешкетнику: “Розум, молодче, по дорозі не валяється, не так-то легко знайти! А я тобі от що скажу: поки біди не знатимеш, то й розуму не матимеш. От тобі моя наука”. З великими труднощами пережив горобчик зиму, зазнав холоду й голоду. Все пережите загартувало його. Він приглядався до життя інших птахів і став добрим господарем, ніжним і дбайливим батьком.
Объяснение:
Жила-была бедная семья. Детей - семеро по лавкам, а всё хозяйство - единственный гусь. И уж как не оберегал его хозяин, а настал день, когда совсем есть стало нечего.
Зарезал тогда мужик гуся, изжарил его, хозяйка и на стол подала. Да вот беда, хлеба в доме нет, а уж соли отродясь не бывало. Хозяин и говорит жене:
- Без хлеба и соли кусок в рот не идёт. Пойду-ка поговорю с барином, авось он за гуся даст нам хлеба.
- И то верно!
Пришёл мужик к барину, а у того за столом шестеро: сам с женой, два сына и две дочки. Поклонился мужик и говорит:
- Прими, батюшка, от всего сердца! Уж не обессудь, больше ничего нет!
- Ну братец, уважил! Только как же нам его поровну разделить?
- А просто, - взял он нож, стал гуся кроить. Перво-наперво отрезал голову и подаёт барину:
- Это тебе, потому как ты в доме всему голова.
Затем отрезал гузку, барыне поднёс:
- На тебе, матушка, всё хозяйство держится, гузка тебе в самый раз будет!
Гусинные ноги сыновьям отделил:
- Вам свои дороги по жизни торить, ножки лишними не окажутся!
А дочерям по крылышку вручил:
- Подрастёте, улетите из отцовского дома, тогда вам крылья сгодятся. Ну а мне, чтобы заботу на горбу носить, и туловище сойдёт!Так и выкроил себе целого гуся.
Подивился барин такой смекалке, чарку мужику поднёс, хлеба дал и домой отпустил.
Услыхал про это богатый сосед, зависть его взяла. Зажарил он аж пять гусей и повёз их к барину.
- По какой надобе прибыл?
- Да вот, гусей вашей милости на обед принёс.
- Ну уважил. А как бы нам их поделить, чтобы без обиды?
Думал мужик, думал, сколь голову не ломал, не делится поровну.
Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его веком Просвещения. Идеология просветителей — восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и складывался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для того времени. Деятели Просвещения горячо защищали идеи культурного развития, самоуправления, свободы, отстаивали интересы народных масс, клеймили ярмо феодализма, косность и консерватизм церкви.
Бурная эпоха рождала своих титанов — Вольтера, Дидро, Руссо во Франции, Ломоносова в России, Шиллера и Гёте в Германии. И своих героев — в конце века на трибуны революционного Конвента в Париже поднялись Дантон, Марат, Робеспьер.
Художественные вкусы эпохи были многообразны. В архитектуре еще господствовало вычурное барокко, с театральных подмостков звучали александрийские стихи трагедий Расина и Корнеля. Но все большей популярностью пользовались произведения, героями которых становились люди «третьего сословия». В середине века возник жанр сентиментального романа в письмах — читатели с волнением следили за перепиской влюбленных, переживая их горести и злоключения. А в Страсбурге возникает группа молодых поэтов и драматургов, вошедшая в литературу под названием «Буря и натиск». Героями их произведений выступали смелые одиночки, бросающие вызов миру насилия и несправедливости.
Творчество Гёте было своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал более тридцати лет, отразила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в «Фаусте» не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей отчетливо соотносится с эпохой Гёте. Ведь первая часть его написана в 1797—1800 годах под влиянием идей и свершений Великой французской революции, а последние сцены написаны в 1831 году, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию.
В основе трагедии Гёте — народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке. Ее герой — бунтарь, стремящийся проникнуть в тайны природы, выступающий против церковной идеи рабской покорности и смирения. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе, как нельзя было остановить ход истории. Гёте был близок этот искатель истины, не удовлетворенный немецкой действительностью. Материал с сайта //iEssay.ru
Просветители, и Гёте в том числе, не отвергали идею Бога, они лишь подвергали сомнению доктрины церкви. И в «Фаусте» Бог выступает как высший разум, стоящий над миром, над добром и злом. Фауст в трактовке Гёте — прежде всего ученый, подвергающий сомнению все — от устройства мира до моральных норм и правил поведения. Мефистофель для него — орудие познания. Средства научных исследований во времена Гёте были так несовершенны, что многие ученые согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроены Солнце и планеты или человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле до появления человека.
Бунт Фауста, его терзания, раскаяние и прозрение, заключающееся в том, что только труд на пользу человечества делает человека неуязвимым для скуки и уныния, — все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой был Гёте.