Повторы являются основой композиции стихотворения «Бесы».
Стихотворение начинается строками:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это четверостишие повторяется ещё два раза: в середине стихотворения и в заключительной строфе. Таким образом, мы видим кольцевую композицию.
Само процитированное четверостишие тоже построено на повторах. В первой строке: «Мчатся тучи, вьются тучи...» (в конце бесы тоже «мчатся»); в четвёртой «...Мутно небо, ночь мутна». Далее: «Еду, еду в чистом поле...», «Страшно, страшно поневоле...»
Повторяется слово мутный: «...Мутно небо, ночь мутна» — «В мутной месяца игре...»; кружить: «...Да кружит по сторонам» — «Сил нам нет кружиться доле...» — «.. .Закружились бесы разны...»; повторяется фраза: «... Колокольчик дин-дин-дин...»
Но не только повторы конкретных слов «работают» в тексте: повторяются синтаксические конструкции, используются контекстуальные синонимы: «Вьюга злится, вьюга плачет...», «Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?» Повторяются даже приставки: «Бесконечны, безобразны...»; «Средь неведомых равнин...»— «...Там верстою небывалой...»
Всё стихотворение пронизывают образы бесов — духов, возврат к этим образом тоже создаёт ощущение круговерти, из которой не видно выхода.
Важным сюжетным и композиционным элементом является разговор ямщика с барином. Он начинается с реплики барина, продолжается монологом ямщика и затем вновь — на короткое время — возобновляется после задающего тон четверостишия («Мчатся тучи...»). И у ямщика, и у барина вьюга вызывает сходные переживания, им видятся одинаковые образы.
Да,можно.Вот примеры подтверждающие мой вывод:Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Петр защищает честь любимой девушки, вызывая Швабрина на дуэль. Его не остановило то, что он может погибнуть. Это дело чести - защитить имя любимой. А впереди Гринева ждет еще более суровое испытание.
Повторы являются основой композиции стихотворения «Бесы».
Стихотворение начинается строками:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это четверостишие повторяется ещё два раза: в середине стихотворения и в заключительной строфе. Таким образом, мы видим кольцевую композицию.
Само процитированное четверостишие тоже построено на повторах. В первой строке: «Мчатся тучи, вьются тучи...» (в конце бесы тоже «мчатся»); в четвёртой «...Мутно небо, ночь мутна». Далее: «Еду, еду в чистом поле...», «Страшно, страшно поневоле...»
Повторяется слово мутный: «...Мутно небо, ночь мутна» — «В мутной месяца игре...»; кружить: «...Да кружит по сторонам» — «Сил нам нет кружиться доле...» — «.. .Закружились бесы разны...»; повторяется фраза: «... Колокольчик дин-дин-дин...»
Но не только повторы конкретных слов «работают» в тексте: повторяются синтаксические конструкции, используются контекстуальные синонимы: «Вьюга злится, вьюга плачет...», «Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?» Повторяются даже приставки: «Бесконечны, безобразны...»; «Средь неведомых равнин...»— «...Там верстою небывалой...»
Всё стихотворение пронизывают образы бесов — духов, возврат к этим образом тоже создаёт ощущение круговерти, из которой не видно выхода.
Важным сюжетным и композиционным элементом является разговор ямщика с барином. Он начинается с реплики барина, продолжается монологом ямщика и затем вновь — на короткое время — возобновляется после задающего тон четверостишия («Мчатся тучи...»). И у ямщика, и у барина вьюга вызывает сходные переживания, им видятся одинаковые образы.
Стихотворение необыкновенно богато примерами аллитерации (звукописи).