Из всех произведений, входящих в «Повести Белкина», созданных Александром Сергеевичем Пушкиным, «Барышня-крестьянка» — самое светлое и доброе произведение. В нем нет ни трагической смерти, как в «Станционном смотрителе», ни страшной тайны, как в «Выстреле», ни любовного испытания, как в «Метели». Зато есть любовь, счастливая и шаловливая, потому что сама повесть содержит излюбленный мотив всех комедиографов — переодевание (как, например, в комедии Вильяма Шекспира «Двенадцатая ночь»).
Семнадцатилетняя барышня Лизавета Муромская, воспитанная отцом и им же избалованная, начитавшись сентиментальных и романтических историй, придумала себе идеал возлюбленного: непременно бледного, грустного и таинственного. Но на деле предмет ее воздыханий оказывается румяным и веселым юношей Алексеем Берестовым не только пленять сердца представительниц высшего света, но и играть с дворовыми девушками в горелки. Лиза поняла: молодой Берестов, о котором ходили слухи, что он страдает от неразделенной любви, поэтому холоден ко всем барышням (ведь это модно в обществе), весел и мил только с обычными крестьянками. И героине ничего не остается, как переодеться простой крестьянкой, чтобы познакомиться с интересующим ее молодым барином.
Ситуация осложняется тем, что родители молодых героев — русский помещик Берестов и англоман Муромский — испытывают неприязнь друг к другу уже давно. В романе «Дубровский»такая вражда между соседями привела к смерти отца и трагической судьбе сына Дубровского, вынужденного заняться разбоем вместе со своими крестьянами. Но в «Барышне-крестьянке», к счастью, это вражда заканчивается так же неожиданно, как и началась, продолжившись не только примирением помещиков и дальнейшими приятельскими отношениями, но и последующим сватовством. Неслучайно с иронией пишет Пушкин: «Таким образом вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцей кобылки». Так что больше эта история напоминает пародию на еще один шекспировский сюжет о враждующих семьях Монтекки и Капулетти.
Знакомство Лизы Муромской, представившейся дочерью кузнеца Акулиной, перерастает в романтические отношения. Алексей потрясен разумностью и образованностью «обычной крестьянки» (его даже не удивляет, что она всего за три дня выучилась писать), его привлекает не только отсутствие в ней всякого кокетства, но и красота смуглянки, ведь девушки из высшего света сохраняли белизну кожи, чтобы не походить на темнокожих крестьянок, которые становились такими от многочасовой работы в поле на солнцепеке.
Кроме того, отношения с девушкой из простого народа имели для Алексея прелесть новизны: Акулина заинтересовала его своей незаурядностью и неиспорченностью. Постепенно молодой человек так привязался к «Акулине», что подумывал о женитьбе на ней. Он прекрасно понимал, что их разделяет сословное неравенство. И когда отец настаивает на женитьбе сына на жеманной кривляке Лизе, которую увидел Алексей в гостях у Муромских (читателю известно, что Лиза вновь изменила свой облик до неузнаваемости), в какой-то момент он готов отдаться «романтической мысли жениться на крестьянке и жить трудами своими». На него не действует даже угроза отца сделать его нищим, если он не женится, то есть, по сути, не исполнит волю отца.
Неизвестно, чем закончились бы для главных героев эти события, если бы не случайность: решив уповать на благоразумие не своего отца, а Лизиного, Алексей едет к Муромскому, а встречается со своей любезной Акулиной. Автор даже не считает нужным описывать развязку событий — читателю и так ясен финал: он не подвергает героев испытаниям, а просто позволяет им остаться вместе.
Так повествование, начавшееся весьма грустно, оборачивается веселой шуткой, а проказница, шалунья Лизавета в нужный момент превращается то в барышню, то в крестьянку. К счастью для него, герой узнает, что жеманная барышня и крестьянка, милая его сердцу, — одно и то же лицо.
Маша Троекурова - 17-летняя красавица, возлюбленная Дубровского. Живя в семье самодура Троекурова, М. внутренне одинока, скрытна, имеет твердый характер. Единственная ее отрада – огромная библиотека, составленная из французских романов 18 века. В детстве лучшим другом М. был Д. Но того оправили в Петербург учиться. Маша осталась одна. Конечно, много лет спустя она не могла заподозрить в выписанном учителе-французе Дефорже своего старого друга. Она вообще не замечала «слугу» до тех пор, пока тот хладнокровно не справился с медведем (одной из забав Троекурова). Затем Дефорж начал давать М. уроки музыки, чтобы найти путь к ее сердцу. На первом же свидании Дубровский открылся девушке. Но его вот-вот разоблачат, он должен бежать из дома Троекурова. М. становится возлюбленной благородного разбойника. Дубровский дает М. кольцо, которое она должна положить в дупло в случае опасности. Тогда Дубровский увезет М. из дома. Сосватанная за старика Верейского, девушка подает знак Дубровскому, но тот опаздывает. М. венчают с князем. Она дает клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского. М. жертвует своим счастьем ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.
Мария Кирилловная Троекурова - дочь богатого помещика Кирилы Троекурова.
Возраст Маши Троекуровой - 17 лет:
"...ей было семнадцать лет..."
Маша Троекурова - красивая, стройная девушка:
"...красота ее была в полном цвете..."
"...Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд..."
"...старый волокита был поражен ее красотой..."
" бедная красавица..."
"...Он тихо обнял стройный ее стан и тихо привлек ее к своему сердцу..."
Маша Троекурова рано осталась без матери. Ее мать умерла вскоре после ее рождения:
"...оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку..."
Маша Троекурова очень привязана к своему отцу:
"...Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности..."
В детстве Машу воспитывала гувернантка-француженка:
"...воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими..."
Маша Троекурова всю жизнь живет в деревне:
"...дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя..."
У Маши нет подруг. Она выросла в уединении:
"...Она не имела подруг..."
"...выросла в уединении..."
"...Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу..."
Маша любит читать книги, заниматься музыкой и гулять:
"...чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки..."
"...Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение..."
На досуге Маша Троекурова вышивает на пяльцах:
"...Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком [...] Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко..."
Мария не любит застолья и пиры, которые устраивает ее отец:
"...Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича..."
Маша любит читать романы:
"...Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах..."
Маша хорошо говорит по-французски, как большинство образованных дворян:
"...Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком..."
Маша Троекурова хорошо поет и разбирается в музыке:
"...Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные Дефорж вызвался давать ей уроки..."
"...Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот..."
Маша Троекурова умеет сдерживать свои чувства:
"...Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты..." (о Маше и отце)
"...тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видомравнодушным и неторопливым..."
Маша, как и ее отец (Кирила Троекуров) делит людей на сословия и считает домашних учителей людьми низшего сословия:
"...воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового..."
"...объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку..."
Маша Троекурова любит, когда ей льстят:
"...Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека..."
Мария Троекурова с детства знакома с главным героем, Владимиром Дубровским:
"...на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей..."
Маша влюбляется в домашнего учителяДефоржа, который живет в доме Троекуровых. Однако вскоре Маша узнает о том, что на самом деле милый француз - это разбойник Владимир Дубровский:
"...Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь..."
"...Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза..."
Владимир Дубровский влюбляется в Машу и надеется жениться на ней:
"...вы мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ..." (Дубровский Марии)
"...душа его умела вас любить..."
Однако господин Троекуров решает выдать Машу замуж за старого князя Верейского. Маша надеется, что Дубровский ее. Она даже готова выйти замуж за разбойника Дубровского, только чтобы не стать женой старика Верейского:
"...участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным..."
"...Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского..."
В конце концов, отец насильно выдает Машу замуж за Верейского. Мария остается со своим законным мужем и отказывается бросать его ради Дубровского. После этого Владимир, судя по всему, уезжает за границу:
"...папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою..."
"...избавиться от ненавистного брака..."
"...брак пугал ее как плаха, как могила..."
Это был цитатный образ и характеристика Марии Троекуровой в романе "Дубровский" Пушкина: описание внешности и характера героини.
Семнадцатилетняя барышня Лизавета Муромская, воспитанная отцом и им же избалованная, начитавшись сентиментальных и романтических историй, придумала себе идеал возлюбленного: непременно бледного, грустного и таинственного. Но на деле предмет ее воздыханий оказывается румяным и веселым юношей Алексеем Берестовым не только пленять сердца представительниц высшего света, но и играть с дворовыми девушками в горелки. Лиза поняла: молодой Берестов, о котором ходили слухи, что он страдает от неразделенной любви, поэтому холоден ко всем барышням (ведь это модно в обществе), весел и мил только с обычными крестьянками. И героине ничего не остается, как переодеться простой крестьянкой, чтобы познакомиться с интересующим ее молодым барином.
Ситуация осложняется тем, что родители молодых героев — русский помещик Берестов и англоман Муромский — испытывают неприязнь друг к другу уже давно. В романе «Дубровский»такая вражда между соседями привела к смерти отца и трагической судьбе сына Дубровского, вынужденного заняться разбоем вместе со своими крестьянами. Но в «Барышне-крестьянке», к счастью, это вражда заканчивается так же неожиданно, как и началась, продолжившись не только примирением помещиков и дальнейшими приятельскими отношениями, но и последующим сватовством. Неслучайно с иронией пишет Пушкин: «Таким образом вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцей кобылки». Так что больше эта история напоминает пародию на еще один шекспировский сюжет о враждующих семьях Монтекки и Капулетти.
Знакомство Лизы Муромской, представившейся дочерью кузнеца Акулиной, перерастает в романтические отношения. Алексей потрясен разумностью и образованностью «обычной крестьянки» (его даже не удивляет, что она всего за три дня выучилась писать), его привлекает не только отсутствие в ней всякого кокетства, но и красота смуглянки, ведь девушки из высшего света сохраняли белизну кожи, чтобы не походить на темнокожих крестьянок, которые становились такими от многочасовой работы в поле на солнцепеке.
Кроме того, отношения с девушкой из простого народа имели для Алексея прелесть новизны: Акулина заинтересовала его своей незаурядностью и неиспорченностью. Постепенно молодой человек так привязался к «Акулине», что подумывал о женитьбе на ней. Он прекрасно понимал, что их разделяет сословное неравенство. И когда отец настаивает на женитьбе сына на жеманной кривляке Лизе, которую увидел Алексей в гостях у Муромских (читателю известно, что Лиза вновь изменила свой облик до неузнаваемости), в какой-то момент он готов отдаться «романтической мысли жениться на крестьянке и жить трудами своими». На него не действует даже угроза отца сделать его нищим, если он не женится, то есть, по сути, не исполнит волю отца.
Неизвестно, чем закончились бы для главных героев эти события, если бы не случайность: решив уповать на благоразумие не своего отца, а Лизиного, Алексей едет к Муромскому, а встречается со своей любезной Акулиной. Автор даже не считает нужным описывать развязку событий — читателю и так ясен финал: он не подвергает героев испытаниям, а просто позволяет им остаться вместе.
Так повествование, начавшееся весьма грустно, оборачивается веселой шуткой, а проказница, шалунья Лизавета в нужный момент превращается то в барышню, то в крестьянку. К счастью для него, герой узнает, что жеманная барышня и крестьянка, милая его сердцу, — одно и то же лицо.