«Ночь» (1957). В этом стихотворении поэт пытается восстановить нарушенную целостность мира и весь этот мир вместить в поэзию. Эта мысль выражена здесь в метафорической форме, так как для Пастернака метафора — возможность выразить человеческую мысль, вызванная необходимостью для поэта «написать целую вселенную»: Идет без проволочек И тает ночь, пока Над спящим миром летчик Уходит в облака. Он потонул в тумане, Исчез в его струе, Став крестиком на ткани И меткой на белье. Пастернак дает следующее определение роли метафоры в поэтическом искусстве: «Метафоризм — естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм — стенография большой личности, скоропись ее духа». Стихотворение написано о летчике, который является символом человеческого духа. Он сопоставлен с художником, который тоже бодрствует, познавая мир:
Загрузка...
Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда. Все предметы и явления мира равны между собой самолет и метка на белье, пространства Вселенной и котельные. Планета Венера и театральные афиши. Даже небосвод включен в быт художника. Для поэта великое становится малым, далекое — близким. В творчестве художника время превращается в вечность, а поэт — это … вечности заложник У времени в плену.
И.С. Тургенев Записки охотника «Хорь и Калиныч» Приехал охотник с Полутыкиным к Хорю в избу. Хоря не оказалось дома поэтому их встретил сын Хори Федя. Потом пришли остальные 6 сыновей Хоря. И все начали разговаривать, говорили про оброк, про дома. Поехали на охоту, решили захватить Калиныча. Поохотились, охотник переночевал 3 дня у Хоря вместе с Калинычем. Охотнику пора было уезжать, ему было жаль расставаться с Хорем и Калинычем. «Ермолай и мельчиха» Охотник с Ермолаем ходили на охоту. Ермолай-охотник лет 45, ходил на охоту и всегда приходил целым и невредимым. Вот решили поехать на охоту в берёзовую рощу, было темно, а хозяева не хотели пускать ночевать на мельницу. Ермолай купил у хозяев сена и лёг с охотником спать под навес. Мельчиха принесла еды. Арина шепталась с Ермолаем, он звал её к себе погостить и обещал выгнать жену. Оказалось, что Арина была беременна. Вскоре ребёнок Арины умер. «Малиновая вода» Пошёл охотник к ключу под названием «Малиновая вода». Недалеко сидели два старика и рыбачили, одного из них охотник узнал, это был Стёпушка. Стёпушка был нищим, целыми днями хлопотал на работе ради еды. Было у него много знакомых, но они не предлагали ему переночевать у себя. Влас-человек лет 50 вошёл в комнату, сказал, что у него умер единственный сын вносивший за отца оброк. Делать теперь нечего, барин назначил Власу оброк в размере 90 рублей. «Уездный лекарь» Охотник заболел, к нему приехал доктор, который и рассказал ему историю. Приехал доктор к больной девушке, которую звали Александра. Он лечил пациентку, а она была необычайно красива. Александра привыкла к доктору и принимала лекарства только из его рук, вскоре они полюбили друг друга. Чувствуя, что Александра погибнет они решили обручиться. Вскоре девушка умерла. «Однодворец Овсянников» Овсянников был последним из людей старого века. Продавать хлеб он считал грехом. Жена у него была Татьяна Ильинична Овсянникова. Детей у них не было. Охотник пошёл к Овсянникову, поздоровался и спросил любит ли он охоту? Относился он к охоте равнодушно. Начали разговаривать про гонки собак. Победила собака дедушки охотника. Попили чай и разошлись.
Ахматова писала "9 декабря 1913 года" как бы в предвосхищении встречи с Александром Блоком.Оттуда все эти первые строчки "Самые темные дни в году Светлыми стать должны.". Тут Анна Ахматова нам как будто бы намекает ,что темные и всякие плохие дни ,которые были в году станут светлыми и следующими строчками нам поясняет этот тезис "Я для сравнения слов не найду- Так твои губы нежны.". Вот в этих двух строках мы чувствуем это пояснение эту любовь ,которая зарождается и которая впредверии встречи с любимым... Так она заканчивает первое четверостишие ,заканчивает любовью и тем самым намекает на вечность этих строк так как любовь вечная. Далее всё интереснее и интереснее "Только глаза подымать не смей, Жизнь мою храня.". Каждая строчка повествует нам и показывает всю гамму чувств влюбленной девушки перед встречой.Чувствуется мгновенно это волнение ,которое в первой строчке второго четверостишия заключено. "Только глаза подымать не смей,..." Она не хочет встретиться с ним глазами,она сойдет с ума от волнения и нахлынувшей вселенной из его глаз.Она и объясняет ему почему нельзя подымать глаза потому что "Жизнь мою храня".Она делает ему комплимент говоря "Первых фиалок они светлей, А смертельные для меня.". Красота его смертельна для неё...это великолепно,она ничего не может поделать с чувствами,они её переполняют и щекотят её грудь изнутри.Всем это чувство знакомо я надеюсь тут слов не надо...и как бы угадывая ход мыслей говорит Ахматова продолжая и мысль Фета из стихотворения " Я тебе ничего не скажу.." Говоря "Вот поняла,что не надо слов, Оснеженные ветки легки..." Действительно ,она переполнена чувствами и понимает,что словами не выскажешь того,что можно сказать чувствами.Чувства её везде в каждом движении,в каждом взгляде и это не какой-нибудь фальш ,чтобы приманить девушку или юношу,это настоящее.Такое не подделать,такое приходит само.Последнии строчки,конечно,восхитительны "Сети уже разостлал птицелов На берегу реки.". Разостлал то есть постелил и это гениально срифмовано так как использована старая форма ,она нас отсылает к истокам,к корням любви и этим она и заканчивает то есть архаизмом.То есть намеком на начало времён.Начала настоящим,закончила возникновением нашего времени.Но как-то грустны сами строчки.Но они гениальны.Что впринципе всегда,то есть пороком гениальности служит страдание.Блок на самом деле никогда не любил и пытался всё время отодвинуть любовь Анны Ахматовой.В этих строчках я полагаю она это даёт понять ему,что она всё понимает.Мне кажется,что это далеко не пророчество того,что он не любит её.Её строчки,каждое слово пропитаны любовью ,чувствами.Чувства,которые в ней везде и дают ей понять что он не любит её. Поэтому она и выступает в роли птицелова,а он в роли свободной птицы,на берегу реки... Если ещё раз прочитать зная енто всё,то всё станет иным в этом и уникальность, в этом и ответ на вопрос почему любовь сразу чувствуется?

«Ночь» (1957). В этом стихотворении поэт пытается восстановить нарушенную целостность мира и весь этот мир вместить в поэзию. Эта мысль выражена здесь в метафорической форме, так как для Пастернака метафора — возможность выразить человеческую мысль, вызванная необходимостью для поэта «написать целую вселенную»:
Идет без проволочек И тает ночь, пока Над спящим миром летчик Уходит в облака.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани И меткой на белье.
Пастернак дает следующее определение роли метафоры в поэтическом искусстве: «Метафоризм — естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм — стенография большой личности, скоропись ее духа». Стихотворение написано о летчике, который является символом человеческого духа. Он сопоставлен с художником, который тоже бодрствует, познавая мир:
Загрузка...
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Все предметы и явления мира равны между собой самолет и метка на белье, пространства Вселенной и котельные. Планета Венера и театральные афиши. Даже небосвод включен в быт художника. Для поэта великое становится малым, далекое — близким. В творчестве художника время превращается в вечность, а поэт — это
… вечности заложник У времени в плену.