- отчего же стрясся тот мороз? - спросил филька.
- от злобы людской, - ответила бабка. - шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. и то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: "вот тебе! жуй! ". - "мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - у меня вместо ноги деревяшка." - "а ногу куда девал? " - спрашивает мужик. "утерял я ногу на горах в турецкой баталии", - отвечает солдат. "ничего. раз дюже голодный - подымешь, - засмеялся мужик. - тут тебе камердинеров нету". солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. один яд! тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. и мужик тот помер.
в один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к филькиной бабке. бабки не было дома, а филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
филька нехотя встал, вышел за калитку. конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "да ну тебя! дьявол! " - крикнул филька и наотмашь ударил коня по губам. конь отшатнулся, замотал головой, а филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- на вас не напасёшься, на ! вон твой хлеб! иди копай его мордой из-под снега! иди копай!
и вот после этого злорадного окрика и случились в бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было. вот
Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия.
Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой - живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность. Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем. Более сильная духом Варвара в результате тирании матери приобретает негативные черты характера: лживость, притворство и даже некоторое равнодушие.
Попавшая в «тёмное царство» Катерина не была готова к такой жизни. Её родители, хотя и были старшим поколением, разделяли другие жизненные устои, в следствие чего их дочь выросла хорошим человеком с чистой душой. Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение.