Татьяна и Евгений духовно близкие люди. Оба умны, начитанны, хорошо разбираются в людях. Татьяна выделила Онегина из всех молодых людей, которые бывали в доме Лариных. Онегин тоже из двух сестер отдает предпочтение Татьяне. Прелесть Ольги могла вскружить голову только юному Ленскому. И Онегину, и Татьяне присуща неудовлетворенность жизнью. Но Татьяна к моменту их первой встречи еще ждет какого-то поворота судьбы, она готова к встрече с ней. А Онегин уже не ждет ничего и поэтому не верит в возможность счастья для себя и для Татьяны.
Главное, что различает их, — это наличие печального жизненного опыта у Онегина и отсутствие его у Татьяны. Отсюда — простота, доверчивость, искренность героини и осторожность и рассудительность ее возлюбленного.
Татьяна руководствуется в своих поступках только чувствами, а Евгений — доводами разума. Героиня оказалась смелее и решительнее своего избранника. Вопреки традициям и мнению света она первая пишет Онегину и объясняется в любви. Онегин же настолько дорожит общественным мнением, что убивает на дуэли друга.
Встреча героев влияет на дальнейшее развитие их характеров. Они как будто поделились друг с другом тем, что имели в душе. Татьяна пробудила в Онегине чувства любить и совершать «неблагоразумные» поступки. Сама же, по совету Онегина, научилась властвовать собой. Да так, сто Онегин еле-еле узнавал ее.
Кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим?...Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых". Другими словами, Чичиков живет в мире своих более или менее удачных сделок, афер и спекуляций, и ему нет дела до России. Он заинтересован в том, чтобы как можно больше крепостных умирало.
Касаясь изображения писателем народа, учитель разъяснит, что народ показан в поэме в своем конкретно-бытовом проявлении лишь вскользь, выступает носителем положительного начала, утверждаемого в лирических отступлениях, в пейзажных описаниях, в которых чувствуется голос автора.
В "Авторской исповеди" он писал: "Это полное воплощенье в плоть, это полное округленье характера совершилась у меня только тогда, когда я заберу в уме своем весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то же время вокруг его всё тряпье до малейшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека, - словом, когда соображу все от мала до велика, ничего не пропустивши".
Источник: Н.В.Гоголь