Рід літератури: лірика.
Вид лірики: інтимна та пейзажна.Тема: зображення благотворного впливу приходу весни на ліричну героїню, яка занедужала.
Ідея: заклик бути оптимістом та жити в гармонії з природою.
Основна думка: «Моя душа ніколи не забуде того дарунку, що весна дала».Художні засоби.
Епітети: «весна весела, щедра, мила», «летіла хутко», «співучії пташки», «зелений шум», «веселая луна», «весна ясна», «радісна весна», «білесенькі квітки», «в тісній хатині», «весняна воля», «любий гай».
Порівняння: «летіла хутко, мов стокрила».
Персоніфікація: «весна…промінням грала, сипала квітки,…летіла хутко», «усе загомоніло — зелений шум, веселая луна», «весна…друнки всім несе…, дару не придбала, мене забула», «весна … не забула», «заглянули… гілки», «замиготіло листячко», «вітер … заспівав», «прилинули пісні», «гай свій відгук з ним прислав», «душа… не забуде», «весна дала, … за вікном цвіла».
Риторичні оклики:
«Вона летіла хутко, мов стокрила,
За нею вслід співучії пташки!»
«Все ожило, усе загомоніло —
Зелений шум, веселая луна!»
«Ні, не забула!»
Риторичне ствердження: «Весни такої не було й не буде, як та була, що за вікном цвіла».
Заперечення: «Мене забула радісна весна» - «Ні, не забула!»; «Весни такої не було й не буде» - «Як та була»; «Дарунки всім несе» - «Для мене тільки дару не придбала».
Антитеза (протиставлення):
«Співало все, сміялось і бриніло,
я лежала хвора и самотна».
Синоніми: ожило, загомоніло; співало, бриніло.
Пестливі слова: листячко, білесенькі.
Художні образи: весна (пробудження, молодість), природа (радість та краса), дарунки (приємність, сподівання), любий гай (рідна земля), весняна воля (заклик до активного життя), пісні (радіти життю), вікно моєї хатини (привіт зі щасливого світу).
Зорові образи: весна-дівчина сипала квітки, співучії пташки, природа ожила, дарунки, яблуневі гілки, листячко зелене, вікно моєї хатини, гай, цвіт.
Образи кольорів: зелений шум дерев, листячко зелене, білесенькі квітки.
Слухові образи: співучії пташки, весела луна, усе загомоніло, зелений шум, співало все, сміялось і бриніло, прилинув вітер … заспівав, пісні пташині.
Віршований розмір: п'ятистопний ямб.
мастерство изображения пейзажа в рассказе "бирюк".
в пейзаже рассказа огромное значение имеет гроза.
всамом начале именно из грозы в свете молнии вырастает перед автором "словно из земли" лесник.
читатель так иждёт, что произойти должно что-то необыкновенное, фантастическре. лесник в такую грозу, ночью1 и прекрасно ориентируется и даже слышит, как рубят дерево в шуме дождя и ветра.
а теперь посмотрим на лес после дождя: "в отдалении толпились громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии, уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованные ветром, начинали выступать из мрака"
теперь мы видим, что тревожное состояние в природе (гроза, дождь, буря) связано с тревожным содержанием всего рассказа. пейзаж у тургенева "живёт" одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
юля, здесь выбрано сжатое, но самое главное по твоей теме, как чехов говорил "краткость--сестра таланта".
а) . композиция и художественные особенности рассказа "бирюк"
рассказ небольшой, особо развёрнутого анализа худож. особенностей нет. фактически, завязка действия начинается с того момента, когда начинает портиться погода, как бы подводя автора к встрече с лесничим, крепостным с тяжёлым жизненным положением.
далее наступает кульминация- сразу после ливня, внезапно, когда бирюк слышит глухой стук топора.
инаконец развязка, когда фома после страшной для мужика ссоры с лесничим, вдруг кричит"убирайся к чёрту со своей лошадью",что совершенно неожиданно для самого автора и для читателя : ведь атмосфера накалялась до предела!
но нет! вот он простой крепостной крестьянин-добрый малый.
отпустил, потому что сам был в таком же нищенском положении, что говорит вся убогость и нищета его сторожки с умирающим от голода ребёнком.
отпустил, потому что находился в равных социальных, нищенских условиях с мужиком.
и хоть бирюк нарушил закон, но тургенев его оправдывает, даже рад такой развязке, потому что понимает, что это не законы, а беззаконие, и имя ему--крепостное право, которое надо отменять.