Сегодня практически невозможно найти настоящих рыцарей, рыцарей не в доспехах, не на конях, а по духу. Тема "рыцарства"многих даже пугает. Она как бы заставляет нас задуматься, а есть ли сегодня в нашем классе, в нашей школе, доме,на улице или на работе,рыцари вообще? Такие качества как благородство, отвага, решимость, доблесть,мужество и честь не присущи каждому человеку.Их нужно развивать, чтобы они укоренились в нас. а это нелегко. гораздо легче быть независимым, не проявлять заботу ни о ком, проходить мимо зла и нечестия , игнорировать несправедливость и хамство. Настоящих рыцарей в сегодняшнем мире днем с огнем не сыщешь. Их почти не осталось, исчезли как вид. Хочется, чтобы мальчишки хоть немного становились похожими на рыцарей древности, стремились к этому и мы бы гордились их доблестью и порядочностью, честью и уважительностью.
Историю создания картины воспроизвел сам художник в своих воспоминаниях. После лет ученичества и странствий Нестеров возвращается в Россию с замыслом картины отнюдь не на религиозную тему, как решили, а скорее на историческую, вполне в духе времени, с погружением старину, в сказки и мифы. Вспомним картины Виктора Васнецова или Рябушкина. »Я прямо поехал в Москву. Повидал кое-кого из приятелей и уехал в Хотьков монастырь. Нанял избу в деревне Комякине, близ монастыря, и принялся за этюды к «Варфоломею».
автор, от лица которого ведётся рассказ.
- его сосед молодой помещик и охотник ардалион михайлович.
- десятник мужик архип.
- ардалиона михайловича молодой остзейский по имени готдиб.
- подрядчик максим, которому перебило руки и ноги упавшим при рубке деревом.
- обгоревший при мужик.
- фельдшер красногорской больницы капитон.
- надорвавшийся мельник василий дмитриевич.
- недоучившийся студент авенир сорокоумов, нанятый в учителя и умерший от чахотки.
- помещик гур крупяников, учителем детей которого был авенир.