Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня» . (небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое. День в июле пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. ) "Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча… "(сумерки) «У костра: запах русской летней ночи… " Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном. Ночная природа создает настроение грустное, таинственное. Картина глубокой ночи перед самым рассветом.. . «Торжественно и царственно стояла ночь… » и «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее… » «Утро зачиналось… » В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света.. . Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун»
ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.
Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье. Отношения Ч. со средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией «Мизантроп» Мольера и ее героем Альцестам, но лирическая стихия выявлена в образе столь «избыточно», что эта особенность позволяет нарушить привычные для литературоведческих схем подходы и отделить этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное развитие доказывает, что Ч. — романтический герой: тема странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждет его «загадка» любви Софьи, разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего. Активность Ч. касается преимущественно сферы «идей» и почти не распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин — антагонисты Ч. Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных свойств, которые открывают для литературы романтики: сила характера героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней жизнью, которой свойственна «странность», несхожесть с общепринятой нормой.
С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами: оттуда явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых словах Ч., произносимых на сцене: «Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, // Верст больше семисот пронесся. Ветер, буря; // И растерялся весь…» Образ Ч. символизирует огромные пространства, из которых он появился. Иное основание московской жизни — «день за день, нынче, как вчера». Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники, четверги, субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по «московскому» стилю.
Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним. Роковое непонимание смысла событий, которые так тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость многочисленных попыток связаться с «фамусовским» миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его рождают нервное «безумие», «нетрезвость речи» (Гончаров), которая столь заметна в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины. Житейскую философию Софьи Ч. вдруг понял до тонкостей, до мелочей: «Вы помиритесь с ним по размышле-ньи зрелом…» В финальной сцене пьесы Ч. «выбирает себя», он исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение: «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…». Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в начале сюжета.
Сценическая судьба «Горя от ума» сложилась так, что в печать, а затем и на сцену пьеса попала в искаженном виде. Поэтому современникам трудно было понять авторский замысел
А) Смелость (не побоялся спрыгнуть внутрь часовни один, не побоялся встречи с незнакомцами, хотя было страшно). Дружелюбие (пошел на контакт с детьми, завязал разговор). Щедрость (дал яблоки). Б) Умение держать свое слово (никому не рассказал, что ходит в часовню, и что там живет "дурное общество"). Проявление сочувствия к ближнему (они с Валиком старались как могли взбодрить больную Марусю). Умение понимать мотивы тех или иных поступков (пусть даже плохих) и принимать их. (Он понимал, что красть нехорошо, но и видел также, что дети голодны). Верность (хотя Васю и одолевало в глубине души презрение к этим людям, он "породнился" с ними, был их другом). Умение относиться к людям одинаково, бедные они или богатые. Смелость (не побоялся гнева отца, если б он узнал о его отношениях с "дурным обществом", не побоялся взрослых подземелья). В) Умение держать слово (если он сказал, что не выдаст, где живут бедняки, то он слово держит и не скажет даже родному отцу). Неприятие неоправданного упрека (когда отец обвинил его в воровстве куклы Сони, Вася отстоял себя, сказал, что он не крал, а попросил). Острое чувство ненависти к отцу, такому родному, но такому далекому для него, в момент ожидания наказания за воровство куклы. Острое чувство любви к отцу в финале, после завершения конфликта.
Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня» . (небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое. День в июле пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. ) "Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча… "(сумерки) «У костра: запах русской летней ночи… " Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном. Ночная природа создает настроение грустное, таинственное. Картина глубокой ночи перед самым рассветом.. . «Торжественно и царственно стояла ночь… » и «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее… » «Утро зачиналось… » В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света.. . Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун»
Подробнее - на -