В стихотворных произведениях М.Ю. Лермонтова, как и у других поэтов, образ лирического героя занимает ведущую позицию, благодаря которому поэту удается оценивать и описывать происходящее, а также через этого героя выражать, своё отношение к той или иной ситуации, к персонажам, к предметам, к обстановке и т.д.
Лирический герой Лермонтова – герой романтический. Поэтому практически во всех произведениях поэта присутствуют темы присущие романтизму: одиночество, борьба, трагичность любви, отчаяние и мечтательность.А также сам лирический герой наделен отличительными чертами романтика – он и скиталец, и поэт, и мятежник, и влюбленный.
Каждое из этих романтических начал лирического героя Лермонтова раскрывается в творчестве поэта по отдельности, но вместе собранные, они создают полный, довершенный и неповторимый образ лермонтовского героя романтика.
Тема неразделенной и несчастной любви занимает главное место в творчестве поэта, а также в формировании образа лермонтовского героя.
В любви героя постоянно появляются препятствия, мешающие ему насладиться счастьем и разделить любовь со своей возлюбленной.
Трагичность любви лермонтовского героя видим на примере отрывка из стихотворения «Нищий»:
«Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»
Любовь, надежды и мечты героя были обмануты любимой женщиной, отчего он чувствует непреодолимую тоску и «окутывающую» его печаль, которые настолько сильны, что герой не в силах сдерживать их у себя в душе, и проливает «горькие слезы» отверженного влюбленного.
Тема одиночества, отчаяния и грусти занимают второе место в произведениях Лермонтова и в создании образа лирического героя.
Герой творчества поэта очень часто выступает, как одинокий и никем не понятый человек, что дополняет его образ, добавляя к неразделенной любви еще и трагичность, и мрачность почти всего окружающего.
Тема одиночества лермонтовского героя присутствует во многих его стихотворных произведениях, однако особенно сильно отслеживается отчужденность, одиночество и тоска в стихотворении «И скучно, и грустно», мы видим это на отрывке из стихотворения:
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»
Здесь мы видим сильную тоску лирического героя, его страдания от того, что он одинок и от того, что ему «некому даже руку подать», когда это так необходимо.
Эта тоска, печаль, грусть дополняют трагичный образ лермонтовского героя.
Тема борьбы в творчестве Лермонтова также участвует в создании образа лирического героя, но здесь можно сказать, что она не трагична и несчастна,
а наоборот является одной из важных составляющих, которые определяют целеустремленную и волевую личность. Борьба с установленными порядками, с самим собой, борьба за любовь – является самой сущностью романтической натуры лермонтовского героя. Тема борьбы присутствует в стихотворении «Парус», где внутреннее состояние борьбы лирического героя сравнивается со стихией и одиноким парусником:
«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой».
Все выше представленные темы, формирующие романтизм и образ лирического героя, отражали глубокую тоску, одиночество и трагичность судьбы лермонтовского героя, однако еще одной важной составной является нежная, «тонкая» душа героя чувствовать «высокое» и прекрасное, что мы видим на примере отрывка из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»:
«Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
…Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога».
Лирический герой в творчестве М. Ю. Лермонтова – человек одинокий, страдающий от тоски и безразличия по отношению к нему большинства людей.
Это трагическое ощущение одиночества лишает его любви, радости жизни и даже всё окружающее по большей части враждебно и неприятно герою. Одной отрадой является его свободолюбивые намерения, которые постоянно идут бок о бок с темой борьбы в творчестве Лермонтова, и также любовь к русской природе, её величию и неповторимости, делающие героя хоть на мгновение, но счастливым в его трагичной и несчастной жизни.
Объяснение:
«Городок в табакерке» — образец художественно-познавательной сказки. В ней научный материал подан в занимательной форме. Мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальную табакерку. Он поражён её красотой: на крышке ящика изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья. Ещё больше его занимает внутреннее устройство чудесной игрушки. У мальчика возникает желание лучше узнать этот мир, и оно исполняется во сне. Путешествуя по сказочному городу, Миша открывает для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. А главное, когда он просыпается, он понимает, как работает музыкальный ящик.Главный герой произведения — Миша — очень любознательный, вежливый и несколько наивный мальчик. Порой кажется, что он родился только для того, чтобы задавать вопросы и выслушивать ответы.Сказка носит воспитательный характер. Главная мысль её заключается в том, что всё в мире движется трудом, всё в мире взаимосвязано. А городок в табакерке оказывается своеобразной микромоделью мира.
Достоевский наполнил роман животрепещущими проблемами текущего времени — в нем много откликов на события российской общественной жизни конца 1870-х, полемики с произведениями и статьями, появившимися на страницах журналов именно в это время. Но при всей злободневности, «фельетонности» содержания в «Братьях Карамазовых» с наибольшей силой проявилось и непревзойденное мастерство Достоевского-романиста в соединении сиюминутного и вечного, быта и философии, материи и духа. Главная и глобальная тема романа настоящее и будущее России. Судьбы уходящего поколения (отец Карамазов, штабс-капитан Снегирев Миусов, госпожа Хохлакова, Поленов, старец Зосима...) как бы сопоставлены и чем-то противопоставлены судьбам представителей из «настоящего» России (браты Карамазовы, Смердяков, Ракитин, Грушень-ка, Варвара Снегирева...), а на авансцену уже выходят представители совсем юного поколения, «будущее» страны, которым вероятно, суждено было стать основными героями второго романа (Лиза Хохлакова Коля Красоткин, Карташов, Смуров...)
Глобальность темы, глубина поставленных в романе «мировых» вопросов тому, что в нем еще шире, чем в предыдущих произведениях Достоевского отразился контекст русской и мировой истории, литературы, философии. На страницах романа упоминаются и в комментариях к нему перечислены сотни имен и названий произведений. Необыкновенно широк диапазон философских источников «Братьев Карамазовых» — от Платона и Плотина до Н. Ф. Федорова и Вл. С. Соловьева. Но особо следует выделить в этом плане про изведения русских религиозных мыслителей (Нил Сорский, Тихон Задонский и др.) провозглашавших идеал цельного человека у которого различные духовные силы и находятся в единстве, a не противоречат друг другу, у которого нет борьбы между мыслью и сердцем, теоретическим разумом и нравственным началом что, по мнению Достоевского, как раз противоположно западному рационализму, ведущему человечество в тупик. И, конечно особенно важную роль в идейно-нравственном содержании «Братьев Карамазовых: играет Евангелие — эпиграф, в которое заключена надежда на возрождение России после периода упадка и разложения, обильное цитирование евангельских текстов постоянные разговоры и споры героев об евангельских притчах...