Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «...Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.
Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).
Я считаю, что к мальчику автор относится с некоторой жалостью. Он привлекает наше внимание к ужасу его положения: "Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его.". В отношении к матери мальчика автор лишь передает нам обстановку подвала и бедного положения женщины и ребёнка: "Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала." Стоит отметить, что столь плачевное положение малыша усугубила смерть матери. Да, мальчик ушел из того подвала, где лежала его умершая мать,("потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала")может показаться, что мальчику было безразлично, но точно я утверждать не могу. Одно могу сказать с уверенностью, малышу без матери будет ещё тяжелее в этом мире.
Обращая внимание на остальных жителей подвала, могу сказать, что с их писатель передает тщетность положения. старушка, умирающая в одиночестве, и алкоголик, который несколько дней лежал пьяный. Оба воплощают низость жизни , которую не хочется испытать никому. Скорее всего, автор не испытывает к ним чувств, кроме как жалость.