Старший сын Остап не хотел учиться: несколько раз убегал он из бурсы, но его возвращали; он закапывал учебники, но ему покупали новые. И однажды Тарас сказал Остапу, что если тот не будет учиться, то его отправят в монастырь на двадцать лет. Только эта угроза заставила Остапа продолжить учение. Когда Остап с друзьями проделывали всякие шалости, он брал всю вину на себя и не выдавал друзей. А Андрий любил учиться и был зачинщиком всех шалостей . Но ему всегда удавалось избежать наказания. Несмотря на различия, Остап и Андрий обладали цельным характером, только у Остапа это проявилось в преданности делу и отчизне, а у Андрия в любви к прекрасной панночке.
В сечи были суровые нравы. Там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества». «Пахарь ломает свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылали к черту и ремесло, и лавку, били горшки в доме. И все, что ни было садилось на коня. Словом русский характер получил здесь широкий, могучий размах и дюжинную наружность».
Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В 16 веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя.
Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела».
Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.
Андрий – полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств был не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия.
Гоголь с большой любовью описывает и Остапа, и Андрия, и Тараса. Его повесть звучит как гимн отчизне, героизму соотечественников. Андрий ради своих чувств не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. Остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью.
Повесть Гоголя «Тарас Бульба» можно сравнить с поэмами Гомера. Его герои воспринимаются как былинные богатыри: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».
«Слово о полку Игореве», без всяких сомнений, шедевр древнерусской литературы. Это настолько яркое произведение, что многие исследователи, русские и зарубежные, до сих пор не могут поверить, что это действительно древнерусский текст, а не подделка девятнадцатого века. К счастью, существует много научных работ, показывающих связь «Слова» с историей описываемых в нем событий, другой литературой своего времени и доказывающих, что это самое что ни на есть подлинное произведение.
В этом произведении все удивительно и достойно восхищения, но особенно мне понравился отрывок, который называют «Плачем Ярославны». Ярославна – молодая жена князя Игоря. Эта часть «Слова» показывает гармоничную связь древнерусского человека с природой, его веру в олицетворение природных явлений.
Молодая Ярославна обращается к природе, просит защитить ее мужа от половцев: она обращается с мольбой к ветру, Днепру, солнцу. Это пронзительный по силе и красоте плач любящей женщины, тоскующей и переживающей о судьбе мужа, молящей все силы природы ему и защитить от врага. И, кто знает, вдруг ее мольбы были услышаны – ведь Игорь в конце концов возвращается домой.
Как читали книги люди Древней Руси?
Старинные книги,в их современном понимании,появились в Средние Века.Книга на Руси означала свиток,в XI-XV века для записей использовали бересту,для изготовление первых рукописей и грамот.Но береста была непрочным материалом и на смену ей пришёл пергамент,сделанный из шкур животных,который можно было складывать,сгибать без повреждений и из него стали изготавливать старинные книги.Над каждой книгой трудились долгое время, переписчики и художники несколько месяцев наносили текст и рисунки.Важные документы,религиозные тексты,исторические летописи составляли содержимое книг.Кожанная обложка книг имела замки,которые закрывались после прочтения.За незакрытую книгу могли наказывать,так как пергамент быстро впитывал влагу,книги разбухали,а надписи и рисунки теряли цвет.
Книги читали медленно,не спеша ,выдумываясь в прочитанное. Заповеди,наставления,советы и заветы перечитывали по несколько раз,запоминая текст.Многие книги читали вслух,торжественно повествуя содержимое.Слушители стояли молча,впитывая смысл прочитанного и запоминая каждое слово.Чтец обладал громким голосом,его речь была грамотной и хорошо поставленной,не каждому доверяли чтение книг,а вслух только лучшим.
Что явилось достижением древнерусской литературы?
Древнерусская литература -времена литературы на Руси с X по XVII век.Принятие христианства приобщило Древнюю Русь к развитию письменности,дало начало книжной культуре,книгописанию и возникновению основ литературы.Создание письменности-главное достижение,что позволило писать старинные книги.Достижениям древнерусской литературы стало создание жанров,помимо устного народного творчества.Все произведения древнерусской литературы являются историческими памятниками и произведениями искусства.
Жанры древнерусской литературы:
1)Житие-описание жизни ,подвигов канонизированных церковью выдающихся людей -"Житие Александра Невского".
2)Хождение-прославление путешествий или паломничеств к святым местам-"Хождение за три моря" Афанасия Никитина.
3)Поучение-наставление потомкам,заветы молодому поколению,поучительного характера-"Поучение Владимира Мономаха".
4)Воинская повесть-описание ратных подвигов,прославление победных сражений русских воевод-"Сказание о Мамаевом побоище".
6)Летопись-исторические произведения,хронология событий по летам,с описанием всего происходящего-"Повесть временных лет".
7)Слово-духовное произведение,написанное в прозе и передающее поучение потомкам-"Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона.
Кто были действующие лица этих произведений?
Книги описывали исторические события,главные действующие лица-это герои,святые,князья,реальные личности, жившие в те времена. Религиозные книги представляли библейские сюжеты,их герои-святые и боги.Главная тема книг-историческая и связанная с церковной тематикой,произведения литературы связаны с историческими личностями и событиями,библейскими сюжетами.Для древнерусской литературы характерно жизнеутверждающее начало,всегда позитивный настрой,прославление подвигов и побед,нет места отчаянию и унынию.Народ,как герой книг,не выступает отдельной частью историй,но всегда присутствует в книгах ,его образ передаётся автором через исторических героев.
Роман В Н Гоголя Тарас Бульба роман о казаках Андрие Остапе и о их оце в романе говорится о 15 веке о вайне с поляками