наиболее достоверным источником биографии алишера навои считается работа гиясиддина , «книги благородных качеств». согласно данным этой книги, навои начал посещать школу в 4-летнем возрасте, он проявлял огромные способности, любознательность, исключительную одаренность. в 15 летнем возрасте (1456 году) алишер стал известен как поэт под псевдонимом навои (что в переводе означает «мелодичный»).
родоначальник узбекского языка навои, свои стихи на фарси подписывал псевдонимом фани (бренный). в это время языком поэзии считался фарси, а тюркский, т.е. староузбекский, необоснованно был лишен правомочий.
несмотря на это, тем не менее, на этом языке были созданы величайшие произведения - газели лутфи, атаи, касыды саккаки, масневи амири, хаджанди и др. одним из поэтических кредо навои является утверждение староузбекского языка.
низамаддин алишер навои (навои псевдоним поэта, по- узбекски означает “напевный”, “мелодичный”) родился 9 февраля 1441 года в герате. происходивший из знатного рода, отец навои был близок к придворным делам, и ему не были чужды интересы.
в семье алишера высоко ценили . дядя его, абу саид писал стихи под псевдонимом кабули. брат абу саида, махаммад али был хорошим музыкантом, известным каллиграфом и поэтом (псевдоним гариби), вот в такой атмосфере любви и поклонения поэзии рос мальчик.
в школьные годы, сильно увлекшись поэмой фаридаддина аттора “логика птиц”, навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители. как бы ни запрещали мальчику читать поэму аттора, но было бесполезно - он знал ее наизусть, и читал по памяти.
и на склоне лет навои, уже прославившийся поэт, возвращается к поэме аттора и создает по ее мотивам поэму “язык птиц”.
навои всегда стремился . стремился создать все условия для творчества ученым и поэтам. при этом поэт творил и сам. он создает изумительные лирические произведения, ряд работ, трактаты по лингвистике. вершиной взлета его гения явилась “хамса” (“пятерица”), которую он создает под влиянием своего наставника - джами.
о влиянии джами на поэта повествуется в книге “пятерица смятенных”, которую навои посвятил памяти своего учителя. “хамса”, в которой навои осуждал разврат и грабежи, вызывает недовольство беков, хусейн байкара отправляет его в ссылку астрабад.
враги постоянно плетут вокруг алишер интриги, доносят султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над алишером. 3 января 1501 года весь герат был разбужен вестью о смерти навои, весь народ герат вышел провожать поэта в последний путь.
вот как писал з.бабур о навои в своей книге “бабурнамэ” “алишербек был человек бесподобный. с тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.
“хамса” (“пятерица”) алишера навои
основной поэтический труд навои - “хамса” (“пятерица”). жанр “хамса” возник в xii веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт низами гянджави (1141-1209). он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “сокровищница тайн”, “хосров и ширин”, “лейли и меджнун”, “семь планет”, “искандар-наме”. они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.
низами заложил основы традиции создание “хамса”: первая поэма - морально-дидактическая, вторая, третья и четвертая - любовно- романтическая, а пятая - условная биография а.македонского, прозванного на востоке искандером. последователями низами были амир хосров дехлеви и джами.
под непосредственным влиянием джами создает свою “хамсу” а.навои. поэт выразил в ней свой жизненный и творческий опыт художника, мыслителя, политика. в отличие от предшественников он старался приблизить читателя к реальному восприятию мира, привить ему “земной вкус”.
изучая мастерство предшественников, навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам: “преданья эти - плод седых веков
о них писали низами, хосров.
основой взяв, я перестроил их:
я жизни больше влил в героев их”.
два с небольшим года (с 1483 по 1485) понадобилось ему, чтобы сотворить это чудо. рукопись “хамсы” навои дошли до нас, есть даже прижизненные экземпляры в институте востоковедения ан в г.ташкенте.
“смятение праведных”
первая поэма “хамсы” а.навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. поэт затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни. каждая из глав иллюстрируется притчей
Речевая характеристика - это речевой портрет. Это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. Речевые характеристики автору произведения в описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с речи Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев употреблением различных слов, интонации. Ну, например, бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане» , и мы сразу понимаем, о каких людях идет речь. Еще ярче переживания бабушки характеризует следующий монолог: - Своих вечно потачил! — гремела бабушка. — Теперь этого! А он уж мошенничат! Че потом из него будет? Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота! Здесь все - и забота о внуке, и боязнь потерять его, и негодование. А фраза: «— Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку... » показывает нам всю любовь, мудрость бабушки, которая хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.
Из рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» нам становиться известно о небольшом происшествии в жизни сироты, жившего с бабушкой. Бабушка обещает маленькому несмышленому мальчику купить пряник в виде коня с розовой гривой. Для этого ему нужно пойти с соседскими ребятами и насобирать земляники.
Еще только представив, как бабушка подарит ему пряничного коня, он испытывает сильное умиротворение от того, как его дружки будут ухлестывать за ним, лишь бы он угостил их этим пряником. В то время многие соседи жили впроголодь и уже поэтому обладание таким подарком возносило его. Одни из соседских ребят, собрав, немного ягоды, не удержались от соблазна насытиться сладкой сочной ягодой. Другие же, постарше надавали им за это тумаков. Закончилось всё дракой, в которой они рассыпали и помяли последние сочные плоды. Наш герой, подкрепленный верой в скорое получение своего заветного коня, продолжает собирать землянику. Драчуны, оставшиеся без ягод, подначивают мальчишку, обзывая его жадиной. Он не удерживается от дурного влияния соседских и высыпает свои ягоды на съедение последним.
Не желая остаться без подарка, мальчик обманывает бабушку. Он набивает свой туесок травой, присыпав сверху небольшим количеством ягод. К утру мальчишку одолевает совесть и он решает признаться бабушке, но уже поздно – бабушка уезжает на рынок. После возвращения бабушки из города, ему становиться настолько стыдно, что он не решается приходить домой.
Всё таки, набравшись смелости, он возвращается домой, где его ждет бабушка, уже успевшая, рассказать всем о его махинации. Попросив у бабушки прощения, мальчик получает долгожданную награду – пряничного коня с розовыми гривой, глазами, копытами и хвостом.
Автор рассказа показывает нам, какой поучительный и строгий урок получил мальчик от своей бабушки, но в тоже время об этом говориться с улыбкой над его проделкой. Вот как бабушка приголубила нашего героя «розовым конем» .
Рассказ подчеркивает нам значимость умения признавать свои проступки, быть честным и иметь храбрость брать ответственность на себя. Такие черты характера важны для любого человека – взрослого или нашего маленького героя.
Поучительность бабушкиного поступка заключается в вознаграждении постыдного поступка мальчика, заставив его при этом краснеть перед всеми, кому она об этом рассказала. Такие уроки запоминаются надолго и мальчику остеречься таких проступков впредь.
ответ:
объяснение:
наиболее достоверным источником биографии алишера навои считается работа гиясиддина , «книги благородных качеств». согласно данным этой книги, навои начал посещать школу в 4-летнем возрасте, он проявлял огромные способности, любознательность, исключительную одаренность. в 15 летнем возрасте (1456 году) алишер стал известен как поэт под псевдонимом навои (что в переводе означает «мелодичный»).
родоначальник узбекского языка навои, свои стихи на фарси подписывал псевдонимом фани (бренный). в это время языком поэзии считался фарси, а тюркский, т.е. староузбекский, необоснованно был лишен правомочий.
несмотря на это, тем не менее, на этом языке были созданы величайшие произведения - газели лутфи, атаи, касыды саккаки, масневи амири, хаджанди и др. одним из поэтических кредо навои является утверждение староузбекского языка.
низамаддин алишер навои (навои псевдоним поэта, по- узбекски означает “напевный”, “мелодичный”) родился 9 февраля 1441 года в герате. происходивший из знатного рода, отец навои был близок к придворным делам, и ему не были чужды интересы.
в семье алишера высоко ценили . дядя его, абу саид писал стихи под псевдонимом кабули. брат абу саида, махаммад али был хорошим музыкантом, известным каллиграфом и поэтом (псевдоним гариби), вот в такой атмосфере любви и поклонения поэзии рос мальчик.
в школьные годы, сильно увлекшись поэмой фаридаддина аттора “логика птиц”, навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители. как бы ни запрещали мальчику читать поэму аттора, но было бесполезно - он знал ее наизусть, и читал по памяти.
и на склоне лет навои, уже прославившийся поэт, возвращается к поэме аттора и создает по ее мотивам поэму “язык птиц”.
навои всегда стремился . стремился создать все условия для творчества ученым и поэтам. при этом поэт творил и сам. он создает изумительные лирические произведения, ряд работ, трактаты по лингвистике. вершиной взлета его гения явилась “хамса” (“пятерица”), которую он создает под влиянием своего наставника - джами.
о влиянии джами на поэта повествуется в книге “пятерица смятенных”, которую навои посвятил памяти своего учителя. “хамса”, в которой навои осуждал разврат и грабежи, вызывает недовольство беков, хусейн байкара отправляет его в ссылку астрабад.
враги постоянно плетут вокруг алишер интриги, доносят султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над алишером. 3 января 1501 года весь герат был разбужен вестью о смерти навои, весь народ герат вышел провожать поэта в последний путь.
вот как писал з.бабур о навои в своей книге “бабурнамэ” “алишербек был человек бесподобный. с тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.
“хамса” (“пятерица”) алишера навои
основной поэтический труд навои - “хамса” (“пятерица”). жанр “хамса” возник в xii веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт низами гянджави (1141-1209). он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “сокровищница тайн”, “хосров и ширин”, “лейли и меджнун”, “семь планет”, “искандар-наме”. они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.
низами заложил основы традиции создание “хамса”: первая поэма - морально-дидактическая, вторая, третья и четвертая - любовно- романтическая, а пятая - условная биография а.македонского, прозванного на востоке искандером. последователями низами были амир хосров дехлеви и джами.
под непосредственным влиянием джами создает свою “хамсу” а.навои. поэт выразил в ней свой жизненный и творческий опыт художника, мыслителя, политика. в отличие от предшественников он старался приблизить читателя к реальному восприятию мира, привить ему “земной вкус”.
изучая мастерство предшественников, навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам: “преданья эти - плод седых веков
о них писали низами, хосров.
основой взяв, я перестроил их:
я жизни больше влил в героев их”.
два с небольшим года (с 1483 по 1485) понадобилось ему, чтобы сотворить это чудо. рукопись “хамсы” навои дошли до нас, есть даже прижизненные экземпляры в институте востоковедения ан в г.ташкенте.
“смятение праведных”
первая поэма “хамсы” а.навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. поэт затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни. каждая из глав иллюстрируется притчей