Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела и к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены.
В послевоенный период средняя школа стала 11-летней, но не надолго. Восстановление народного хозяйства требовало квалифицированной рабочей силы, появились школы рабочей молодёжи, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Они подготовили только за 46-50-е годы около 3,5 миллиона рабочих. В середине 60-х годов средняя школа опять стала десятилетней, но появились специализированные школы: физико-математические, с эстетическим уклоном, английские, французские и т.д. В начале 70-х начался переход к всеобщему среднему образованию, который завершился к концу 70-х годов. В первой половине 80-х годов школа становится 11-летней, начиная обучение с шести лет.
В период войны сроки обучения в ВУЗах были сокращены до 3 лет, но после ее окончания продолжительность обучения выросла до 4-5 лет. Наиболее интенсивно шло создание новых вузов в 50-55 годах. За это время было открыто 50 новых институтов. После войны были восстановлены Академии наук в Западных республиках Союза и создавались Академии в Казахстане, Латвии, Эстонии, в 60 –70 годы в других республиках Средней Азии.
В условиях «холодной войны» перед советскими учёными были поставлены масштабные оборонные задачи. В 1949 году в СССР состоялось испытание ядерной бомбы, а через 5 лет – водородной. К началу 70-х годов в целом сложился относительный паритет ядерных вооружений между США и СССР (правда, американцы нас могли уничтожить 35 раз, а мы их только 30).
В конце 50-60-х годов осознание того факта, что СССР вступил в эпоху научно-технической революции, привело к росту ассигнований на науку, открывались не только новые НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье) – международный центр для проведения исследований в области физики. Больше десятка наукоградов были закрытыми, работая на оборону и космос.
В 1954 году была пущена первая атомная электростанция. Невероятный ажиотаж в мире вызвал запуск в СССР 14 октября 1957 года первого спутника Земли. Через несколько месяцев в космос отправились Лайка, затем Белка и Стрелка. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек – Юрий Алексеевич Гагарин. Это был триумф советской науки и техники.
Плеяда советских учёных, в первую очередь, физиков, стали лауреатами Нобелевской премии: Прохоров и Басов (совместно с американцем Ч. Таунсом) в 1964 году за создание первого лазера. Николай Семёнов в 1956 году - за исследования в области химических реакций, точнее цепной реакции. В 1958 году нобелевскими лауреатами стали советские физики Франк, Тамм и Черенков за открытие и истолкование эффекта Черенкова (так называемое – «голубое свечение»). В 1962 году
Лев Давидович Ландау получил Нобелевскую премию за основополагающие теории конденсированной материи и, в особенности, жидкого гелия; в 1978 году Петр Леонидович Капица – за открытия в области физики низких температур. Число научных работников выросло с 98,3 тысяч в 1940 году, до 1 миллиона 500 тысяч в 1986 году. СССР по количеству изобретений и открытий в 80-е годы превзошёл более чем в 2 раза США и почти в 2 раза Японию.
Действие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» разворачивается на Кавказе. Поэма посвящена теме свободы и родины. Мцыри – главный герой, и его жизнь, проведенная на воле, заканчивается смертью. Его стремление – это стремление к свободе. Совсем маленьким его привезли в монастырь, где он вырос и собирался стать монахом. Он всеми силами старался сбежать из монастыря, тосковал по местам, где родился и вырос. Мцыри совершает побег, как будто из тюрьмы. Произведение состоит из двадцати шести глав: первые две главы – это вступление, а остальные – рассказ о трех днях свободы. Именно эти три дня были для Мцыри настоящей жизнью, они были заполнены впечатлениями, открывшийся мир удивил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом. В исповеди он сказал, что никогда не мог смириться с жизнью в неволе. Мцыри любит природу, чувствует её красоту, понимает её. Он ощущает своё родство со свободной и мощной стихией. Уставший от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить чувство тоски по родине. Его душевное состояние, его мечту найти родных людей раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад». В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поёт о своей любви к нему. Именно красоту видит Мцыри на свободе, и которая становится символом свободы. Самое яркое событие в поэме – битва барса и Мцыри и он одерживает победу над противником.
Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, — той, к которой он стремился. Мцыри — «цветок темничный», на нем «тюрьма оставила печать», и поэтому он не отыскал путь к свободе. Страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме.