Стихотворение «железная дорога» было написано николаем алексеевичем некрасовым в 1864 году. в это время уже отменили крепостное право, и всем казалось, что жизнь в россии станет лучше и счастливее, что народ не будет больше так тяжело страдать. однако некрасов показывает, что это не так. стихотворение «железная дорога» – драматичное и тяжелое произведение. в нем он не верит, что народ когда-нибудь будет жить хорошо. почему? мне кажется – потому, что он не умеет жить хорошо. в этом стихотворении некрасов показывает, что с отменой крепостного права жизнь народа не изменилась. он по-прежнему закрепощен, его угнетают, но не помещики, а капиталисты. некрасов все-таки хочет верить в то, что в будущем все будет лучше. вот почему сон о людях из народа видит молодой сын генерала ваня. так некрасов хочет показать, что молодые люди должны думать о народе, бороться за его достойную жизнь. ваня даже спорит со своим отцом-генералом, который не любит народ. ваш славянин, и германец не создавать – разрушать мастера, варвары! дикое скопище пьяниц! . ваня защищает народ, говоря, что он построил железную дорогу, что он трудится самоотверженио и героически, что в нем много силы и красоты. но генерал не верит в это, для него все простые люди-рабы. народ слишком много терпит. вот поэтому некрасов сомневается, что счастье наступит быстро. прошло много лет со дня написания этого стихотворения, но строки некрасова не потеряли своего значення: вынесет все – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе. жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе.
Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда». Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.
Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу. И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные», которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе». И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:
* Мы надрывались под зноем, под холодом, * С вечно согнутой спиной, * Жили в землянках, боролись с голодом, * Мерзли и мокли, болели цингой.
Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!» Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…», «ямою грудь». «Трудно свой хлеб добывал человек!» — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.