Лучше бы об Онегине. Не буду говорить о слоге, о богатстве языка произведения - они вполне соответствуют гению поэта, и вряд ли найдется сейчас человек, имеющий право говорить об этом без восхищения. Я восхищаюсь. Скажу о мастерстве, с которым Александр Сергеевич рассказал о времени, о нравах того времени и, конечно, об Онегине. Молодой повеса и, как лондонский денди, одет, "поклонник Канта и поэт", "красавец, выгодный жених", румяная и всегда веселая, задумчивая и печальная, предпочитающая шумным играм чтение толстых романов и одиночество - вот скажите, что Вы не узнали по этим характеристикам имена героев! Но самое удивительное в том, что, рассказывая о выдуманных героях, Пушкин мастерски и узнаваемо рассказал о типичных представителях той эпохи и круга своего общения, со всеми их достоинствами и пороками. Он удивительным образом ограничил свой рассказ об этих людях какими-то мелкими, не касающимися жизни страны, делами. Это Пушкин-то, не раз попадавший в немилость властей из-за своих взглядов! Может потому, этим людям, по-своему хорошим, нет дела до общества, в котором они живут? И даже весьма неплохой опыт говорящего по-французски Онегина в управлении - он барщину заменил оброком - привел к тому, что Евгений прослыл среди соседей опасным чудаком. К этому времени возвращается из Германии Ленский, воспевающий "нечто и туманну даль", то есть человек вовсе отстраненный от жизни, и, несмотря на несхожесть характеров, они с Онегиным сближаются. Почему? Да потому, что Онегин сам такой же отвлеченный. Он не видит смысла жизни. Вот посмотрите, ни разу поэт не показал хоть какую-то достойную цель Евгения. Только в конце, когда он влюбился в Татьяну, появилась недостижимая цель - Татьяна, но тут поэт закончил повествование. Была вторая часть, но ее нет, и мнение об Онегине складывается по тому, что мы читаем: человек с большим потенциалом, разменивающий свою жизнь на недостойные мелочи. Думаю, именно это и хотел показать поэт - как пропадает поколение, лишенное смысла жизни, отстраненное от активной жизни суровостью власти и легкомысленным воспитанием. Великие цели заменены на суррогаты и мелкую возню в своем узком кругу. При этом Онегин честен. Когда в него влюбляется Татьяна и пишет пылкое письмо, он не только мягко отвергает ее любовь, но и советует ей быть осторожнее, чтобы ее неопытность не привела ее к беде. Однако и он, и поэтическая натура Ленский подвержены довлеющему влиянию общественного мнения. Один из них умер из-за этого, а другой - убил. Из-за глупого поведения обоих на балу Ленский вынужден вызвать приятеля на дуэль, а Онегин принять этот вызов. Помириться не придумали, разрядить пистолеты в воздух не додумались или не захотели, ах эта русская рулетка! Не свою ли глупую и подлую гибель предвидел поэт - провидец? Ветреная Ольга очень скоро выходит замуж, недолго она любила Ленского, впрочем, никто ведь не ожидал от нее другого? Отвергнутая Татьяна под давлением матери вскоре выходит замуж и переезжает в столицу. «Без службы, без жены, без дел», до двадцати шести лет не зная, чем заняться, и Онегин вскоре уезжает из деревни. Там он встречает Татьяну - "ужель та самая Татьяна?» И вот, впервые в жизни, Онегин влюбляется в некогда отвергнутую Татьяну и признается ей в любви. Но она "другому отдана и будет век ему верна". Великолепный шанс начать новую, более осмысленную, жизнь безвозвратно пропадает, как наказание за грехи. К чему готовил автор Онегина во второй части? К бессмысленному существованию и смерти без чести? Или встряска безответной любви дала ему возможность взглянуть на себя со стороны и начать восхождение к человеку разумному от растительной жизни? Хочется верить во второе. Мне Онегин симпатичен, несмотря ни на что. Не уверен, что при нашей жизни мы увидим что-то сравнимое с этим великим произведением по краткости, точности характеристик и образов. Александр Сергеевич создал слепок общества, который стал памятью о поэте в народе и памятником ему.
Гоголь задумывал “мертвые души” как произведение, обличающие социальные пороки общества, поэтому он искал центрального сюжета не простой какой-нибудь жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытные явления действительности. Замысел “изъездить вмести с героем всю Русь” давал автору возможность показать жизнь всей России. А поскольку Гоголь описывал ее так, “чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”, в поэме встает вся картина русской действительности со всеми ее экономическими и социальными изъяснениями. Однако в “Мертвых душах” описывается не только страшная, жестокая реальность жизни страны того времени. . Автор описывает имение помещиков, их времяпрепровождения, показывая таким образом картину полного упадка крестьянских хозяйств. Особенно это заметно в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиеся крепким хозяйством Коробочки и Собакевича в действительности нежизне
Гоголь подчеркивает не только экономическое, но и моральное опустошения помещичьего класса. Углубляя тему духовного разложения дворянства, писатель располагает главы с описанием помещиков в определенном порядке. Он ведет читателя от праздного мечтателя Манилова к “дубинноголовой” скопидомке Коробочке, от бесшабашного мота Ноздрева к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и завершает галерею образов помещиков Плюшкиных, “прорехой на человечестве”. Наиболее полно характеризует помещиков их отношение к предложению Чичикова о продаже душ, “в некотором роде окончивших свое существование”. Каждый помещик по-своему реагирует на эту Манилов со свойственной ему “широтой души” отдает мертвые души даром. Коробочка, привыкшая к тому, что все можно продать и купить, заботится лишь о том, не прогадать, не продешевить. Собакевич в очередной раз проявляет качества “человека кулака”, заламывая цену “сто рублей за штуку”. Но какими бы ни были оттенки реакции разных помещиков, вывод один мёртвые, а не живые души управляют городом