Печорин — образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. В романе он называется «странным человеком», так о нем говорят почти все персонажи.
Печорин жесток и эгоистичен. Мы видим это уже в первой главе — он похищает Бэлу лишь из-за того, что эта девушка приглянулась ему. Чуть позже Лермонтов описывает, как Печорин отнесся при встрече к своему старому другу, Максиму Максимычу — он холоден со штабс-капитаном, как будто они не были никогда близкими друзьями.
Так же он поступает и с Мери — он начинает ухаживать за ней, только чтобы развлечься, и ему безразличны чувства девушки.
Печорин полон сил, в нем присутствуют, помимо жестокости, и хорошие качества — такие как ум, находчивость, наблюдательность. Но он не может найти им применения, в большинстве случаев эти качества приносят только несчастья, как, например, в случае с «честными контрабандистами». Кажется, всем, с кем общается, Печорин приносит одни несчастья — по его вине убивают Бэлу, Вера и княжна Мери страдают от неразделенной любви к Григорию Александровичу, а Грушницкий пал от его же руки. И даже Вулич погибает — погибает после того, как Печорин сказал тому о его скорой смерти.
Возможно, Печорин смирился с тем, что приносит людям только горе и страдания, а потому он не верит ни в любовь, ни в дружбу. Он верит только в себя — и любит только себя, не отказывая себе ни в чем. Но, стоит заметить, стал он таким не сам — таким его сделало общество. В своем дневнике Печорин писал, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над его благородным стремлением смеялись, и он стал этот мир ненавидеть. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Я сделался нравственным калекой…» — пишет Григорий Александрович в своем дневнике.
Это все должно было бы вызывать жалость в читателе, но Печорин, привыкший отталкивать от себя людей, отталкивает от себя и людей, читающих это произведение. Как только читатель начинает верить, что Печорин на настоящие чувства, что он не до конца похоронил их в себе, как, например, в эпизоде, когда он посреди ночи скачет по дороге в Пятигорск, пытаясь догнать Веру — Григорий Александрович тут же все портит.
И достаточно много в наше время таких же людей, как Печорин — умных, амбициозных, но презирающих всевозможные чувства, кроме, разве что, ненависти. И Лермонтов будто в воду глядел, называя свой роман «Герой нашего времени», — ведь в каждом веке, в каждом времени найдется такой вот герой, похожий на Печорина, человек, который все никак не найдет себя.
Цитатный план: 1."Когда родилась девочка, Мэри пришлось почти все оставленные Лонгреном деньги потратить на лечение после родов и самое необходимое для малышки. Мэри тяжко заболела двусторонним воспалением легких и через неделю ее не стало. " 2."—Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете? » — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. " 3."Артур Грэй «родился капитаном, хотел быть им и стал им» . В отличие от всей окружавшей его обстановки, хранящей покой и вековую неподвижность, Грэй «родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания». " 4."Однажды вечером, спустя четыре года самостоятельного плавания Грэя капитаном, «Секрет» подошел к Лиссу и остановился у маяка. Настроение у Грэя было тоскливым и тяжелым. Причины своей тоски он не понимал и нехотя выполнил самые необходимые дела. " 5."Грэй решительно встал, рассчитался с Меннерсом и велел Летике сидеть в трактире до вечера, слушая и запоминая все, что покажется ему важным. Грэй приказал также ни одним словом не упоминать его имени. " 6."Минуло семь лет с того удивительного дня, когда Эгль предсказал Ассоли счастье от алых парусов. Ассоль очередной раз вернулась из города. Она была расстроена. Встревоженный отец узнал от нее, что их игрушки больше не пользуются спросом у горожан, теперь покупающих красивые заграничные железные дороги и мосты. " 7."Во сне к Ассоли пришло видение. Она увидела корабль, который двигался на нее из зарослей, под ним бурлила вода. Ассоль встала к нему навстречу, протянула руки… «Музыка смолкла, но Ассоль была еще во власти ее звонкого хора» . Расставшись со своим видением, девушка легла на траву и крепко заснула. " 8."Грей четко отдал распоряжения: поставить корабль подальше от Каперны, объявить команде, что готовится ремонт и ничего пока не спрашивать. " 9."Когда Грэй появился перед командой, на него смотрели глаза, в которых было ожидание чего-то невероятного. Грэй спокойно рассказал матросам, что корабль не тронется с места, пока не изготовят новый такелаж для него. Он указал на шелк и назвал имя мастера, который будет руководить работами. " 10."Лонгрен уезжает поступать на почтовый пароход, что ходит между Кассетом и Лиссом. Ассоль остается одна. " 11."Ассоль сидела за книжкой, на страницы которой упорно влезал жучок. Ассоль прогоняла его, но невообразимым образом он забирался снова. Когда девушка была готова снова сбросить не гостя, ее взгляд скользнул по полоске моря и она с изумлением увидела вдали алые паруса. «Секрет» двигался вокруг мыса, на палубе звучала нежная музыка, разносившаяся по воде. Ассоль, ошеломленная, сначала не могла двинуться с места, а потом с колотящимся сердцем кинулась из дому. Она бежала, не помня себя, спотыкаясь и останавливаясь. Крыши домов иногда заслоняли от нее алые паруса, и тогда она пугалась, что все увиденное лишь призрак. Но крыши отступали, и снова ее взору открывалось удивительное зрелище. " 12."Шлюпка подошла к паруснику, и Ассоль быстро оказалась в прекрасной каюте. Грэй наконец мог рассмотреть милое лицо и прекрасные глаза: «В них было все лучшее человека». " 13."Ассоль решительно спросила, заберет ли Грэй с собой и Лонгрена, и после твердого «да» капитан поцеловал ее.
3. Артур Грэй родился капитаном хотел быть и стал им .В отличии от всей окружаещей его обстановки хранящей попой и вековую неподвижность Грэй родился с живой душой совершенно несконой продолжать линию фамильного начертания. 4.Однажды вечером спустя четыри года самостоятельного плаванья Грэя капитаном "Секрет" подошел к Лиссу и остановился у маяка.Настроение у Грэя было тоскливим и тяжелым.Причини своей тоски он не понимал и нехотя выполнил свои самые необходимые дела.
Печорин жесток и эгоистичен. Мы видим это уже в первой главе — он похищает Бэлу лишь из-за того, что эта девушка приглянулась ему. Чуть позже Лермонтов описывает, как Печорин отнесся при встрече к своему старому другу, Максиму Максимычу — он холоден со штабс-капитаном, как будто они не были никогда близкими друзьями.
Так же он поступает и с Мери — он начинает ухаживать за ней, только чтобы развлечься, и ему безразличны чувства девушки.
Печорин полон сил, в нем присутствуют, помимо жестокости, и хорошие качества — такие как ум, находчивость, наблюдательность. Но он не может найти им применения, в большинстве случаев эти качества приносят только несчастья, как, например, в случае с «честными контрабандистами». Кажется, всем, с кем общается, Печорин приносит одни несчастья — по его вине убивают Бэлу, Вера и княжна Мери страдают от неразделенной любви к Григорию Александровичу, а Грушницкий пал от его же руки. И даже Вулич погибает — погибает после того, как Печорин сказал тому о его скорой смерти.
Возможно, Печорин смирился с тем, что приносит людям только горе и страдания, а потому он не верит ни в любовь, ни в дружбу. Он верит только в себя — и любит только себя, не отказывая себе ни в чем. Но, стоит заметить, стал он таким не сам — таким его сделало общество. В своем дневнике Печорин писал, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над его благородным стремлением смеялись, и он стал этот мир ненавидеть. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Я сделался нравственным калекой…» — пишет Григорий Александрович в своем дневнике.
Это все должно было бы вызывать жалость в читателе, но Печорин, привыкший отталкивать от себя людей, отталкивает от себя и людей, читающих это произведение. Как только читатель начинает верить, что Печорин на настоящие чувства, что он не до конца похоронил их в себе, как, например, в эпизоде, когда он посреди ночи скачет по дороге в Пятигорск, пытаясь догнать Веру — Григорий Александрович тут же все портит.
И достаточно много в наше время таких же людей, как Печорин — умных, амбициозных, но презирающих всевозможные чувства, кроме, разве что, ненависти. И Лермонтов будто в воду глядел, называя свой роман «Герой нашего времени», — ведь в каждом веке, в каждом времени найдется такой вот герой, похожий на Печорина, человек, который все никак не найдет себя.