Старый русский солдат рассказывает молодому о Бородинском сражении как об одном из величайших в истории родины: «Вам не видать таких сражений!» , «Не даром помнит вся Россия про день Бородина» .
Бородино — это небольшое поселение в пригороде Москвы. Армия французов была намного больше, чем армия русских. Русские, отступая вглубь, дошли до крайней точки — до столицы, дальше отступать было некуда.
Солдаты были недовольны тем, что отступают. Они ждали решающего боя, чтобы, сражаясь, защитить любимую родину:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
И вот наступает момент, когда русские богатыри — «могучее, лихое племя» — готовы уничтожить врага. Русские солдаты уверены в своих силах, они не только не боятся французов, они над ними посмеиваются:
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Воины готовы на любые жертвы ради того, чтобы родину от врага:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
В простых солдатах М. Ю. Лермонтов воплотил мужество, храбрость, героизм, стойкость, удаль, смелость и отвагу всего русского народа.
"Повесть о Петре и Февронии" была обработкой житийных легенд о муромских святых и потому содержит целый ряд традиционных агиографических (житийных) мотивов, но они в большинстве своем тесно переплетаются со сказочными, т. е. фольклорными. Житийное: повествует о житии муромских святых Петре и Февронии; в повествовании нет сильных эмоций, а есть тихая умиротворенность, погруженность в себя. Тема любви тесно связана с темой ума, человеческой мудрости. Упоминается о двукратном соединении тел супругов в одном гробе. Традиционный для жития финал повести, рассказывающий о том, как Петр и Феврония перед смертью приняли монашество под именами Давида и Ефросиньи. Фольклорное: сказочный образ змия - искусителя, вводятся элементы волшебства, волшебный меч одновременно оказывается посланным герою Божественным промыслом. Необычные чудеса, например: за одну ночь превращаются в цветущие деревья воткнутые ею в землю прутья.
Весь стих пронизан идеей патриотизма . В первые четыре строки умещено невероятное количество страдания, тоски, необъятного горя. В каждом слове горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился, о которых мы можем говорить только в общем, обо всех разом. Их подвиги на расписаны, но героизм их от этого не уменьшен. В следующих строках автор подчёркивает патриотизм каждого солдата, воевавшего за одно, за нашу землю, за нашу Родину. И каждый солдат с потерянным именем -герой. Бесстрашие воевавших победило врага и не сломлен дух ни каким горем, ни каким поражением. В последнем четверостишие Высоцкий горит о невосполнимой, необъятной утрате, которая касается не каждого по-отдельности, а всех вместе. И нет меры великой скорби о смерти неизвестных героев.
Старый русский солдат рассказывает молодому о Бородинском сражении как об одном из величайших в истории родины: «Вам не видать таких сражений!» , «Не даром помнит вся Россия про день Бородина» .
Бородино — это небольшое поселение в пригороде Москвы. Армия французов была намного больше, чем армия русских. Русские, отступая вглубь, дошли до крайней точки — до столицы, дальше отступать было некуда.
Солдаты были недовольны тем, что отступают. Они ждали решающего боя, чтобы, сражаясь, защитить любимую родину:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
И вот наступает момент, когда русские богатыри — «могучее, лихое племя» — готовы уничтожить врага. Русские солдаты уверены в своих силах, они не только не боятся французов, они над ними посмеиваются:
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Воины готовы на любые жертвы ради того, чтобы родину от врага:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
В простых солдатах М. Ю. Лермонтов воплотил мужество, храбрость, героизм, стойкость, удаль, смелость и отвагу всего русского народа.