В своем стихотворении «Железная дорога» великий русский писатель Н.Некрасов о тяжелом послереформенном времени в жизни нашей страны, времени бесчеловечной эксплуатации труда рабочих и крестьян, которые, разоривших от новых преобразований, толпами ринулись в города на заработки.
Это стихотворение – гимн труду российского человека и осуждение этого народа за его покорность, смирение и нежелание протестовать. В данном произведении автор не прорисовывает нам отдельных героев или антигероев, он умело рисует общую картину России того времени, гневно возмущаясь ужасными условиями труда и жизни ее народа. Некрасов подчеркивает, что «чугунку» строил не граф Клейнмихель, а народ-труженик, отдавший свои жизни этой великой стройке века. Толпы призраков, которые окружили несущийся с ревом поезд, это люди, по чьим костям легла железная дорога, и поэт прославляет этот могучий народ : «Благослови же работу народную…»
Н.Некрасов убежден, что русский народ, на плечи которого легли суровые тяготы жизни, не смирится с ними, не сразу, не сейчас, но он построит не только железную дорогу, но и другую жизнь, прекрасную и счастливую.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью проложит дорогу себе.
В этих словах был призыв к действию, призыв к борьбе за будущее, именно эти строки толкали людей на бой с несправедливостью и беззаконием. Поэт сам из народа, и очень правдиво он изображает именно этот народ: наглядно и беспощадно.
Главная героиня драмы "Гроза" - Катерина - девушка, выросшая в купеческой семье, в атмосфере любви и согласия. В семье девочке предоставлялась полная свобода действий, но имея чистую открытую душу, она не только не вырастила в себе ужасные качества человека, которому можно всё, но и превратилась в прекрасную женщину, не умеющую врать, стремящуюся ко всему доброму, что есть на Земле. Главное в ее жизни - это нравственный долг. Выходя замуж за Тихона, она глубоко переживает, потому что любит другого человека, Бориса. В среде жестоких нравов, лжи, притворства, которые исходят от Кабанихи в ее новой семье Катерина мучается, но терпит из-за связывающего ее долга. Она осознает свою греховность и внутренний суд - совесть - будет мучать ее до последних дней. В конце она кается в своих грехах, что говорит о ее высоко-нравственной, совестливой душе. Ее образ призывает к свободе, духовному раскрепощению. Катерина не выдерживает тех мук, что посылаются ей, и она прекрасно это осознает, потому ей еще хуже, она чувствует свою греховность, но страдания ее души взяли верх и конец получается столь трагичным. Самоубийство Катерины - это явление отчаяния, когда смерть кажется избавлением от земных мук.