Творчество м.а. булгакова представляет широкий спектр взаимодействий и связей с предшественниками. о булгакова-драматурга чеховской традиции в период создания "дней турбиных" впервые заявили сразу после премьеры знаменитого спектакля по пьесе булгакова. непосредственный интерес булгакова-художника к культурной традиции вообще, и традиции чехова, в частности, проявляется уже на этапе создания романа "белая гвардия". в центре романа - мир интеллигенции, сознание человека, обогащённое ценностями культуры ушедшего века. художественная булгакова связана с изучением того, как проверяются эти ценности и их носители в сложных обстоятельствах новой эпохи. булгаков исследует лучший, по его мнению, слой в стране, показывает на примере своих героев скрытые внутренние конфликты в мире интеллигенции. герои "белой гвардии" (алексей, елена), рефлексирующие интеллигенты, находящиеся в трагическом разладе с собой и действительностью, типологически близки чеховским персонажам. в романе возникает тема личной вины за страшные события эпохи ("все мы в крови повинны", - шепчет в молитве елена). появление этой темы в романе "белая гвардия" и ранних вариантах пьесы связано с осмыслением традиции чехова.
▪Царевна из сказки представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая, терпеливая; богатыри называют ее «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «все порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная и благовоспитанная. Когда ее угощают, она отрекается от зеленого вина: «пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила» Она верна своему слову: "Всех я вас люблю сердечно, но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей". ▪Хозяйственность царевны (то, что она первым делом «все порядком убрала») вполне соответствует песенному идеалу жены-работницы. В песне о выборе невесты сын жалуется матери: "Родимая матушка, неженат хожу. Ой, люли, люли, люли. Неженат хожу... ". ▪Мать предлагает ему выбрать себе в хороводе «девушку самую лучшую». Он отвергает «дочь дворянскую», «дочь купеческую» и выбирает «дочь крестьянскую», которая низко кланяется ему и говорит: "Тебе, молодец, вдоме работница, твоим ручушкам я заменушка... " ▪Речь царевны – ласковая, чистосердечная, скромная. Это живая и бойкая речь простодушной крестьянской девушки: «Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные... " ▪Во всем поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, какая–то милая обрядовая церемонность: "И царевна к ним сошла, честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась, закрасневшись, извинилась, что-де в гости к ним зашла, хоть звана и не была… "