В1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, поэт написал сказка для детей «двенадцать месяцев» . в основу сюжета он положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под новый год все двенадцать месяцев одновременно. однако содержание «двенадцати месяцев» значительно шире: введя в пьесу маленькой королевы и ее окружения, поэт придал сказке яркую социальную окраску, отчетливее наметил конфликт между праздностью и трудолюбием. пьеса-сказка тесно связана с фольклором. у маршака, как и в народных сказках, любимые герои не боятся труда, пусть даже самого тяжелого; в труде раскрываются и их прекрасные человеческие качества. в лучших народных традициях нарисован образ главной героини пьесы - падчерицы. месяц январь так говорит о ней: «мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем. то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу, с вязанкой дров. и всегда она веселая, … » его поддерживает» и июль: «еще и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки - полет, подвязывает, гусениц обирает… » а сентябрь как бы подытоживает их мысли: «да, хороша девушка! лучшей хозяйки нигде не найдешь» . поэтому не случайно, что встреча в лесу королевы и падчерицы заканчивается полным торжеством этой бедной работящей девушки. да и сама природа активно ей. могучий лес наглухо перекрывает все тропинки перед непрошеными гостями, зато щедро одаривает простого, трудолюбивого человека. все доброе, гуманное, светлое связано с этой линией пьесы. однако при изображении отрицательных героев маршак-лирик уступает место маршаку-сатирику. мачеха и ее дочка выступают в пьесе носителями зла, бесчеловечности. жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость - эти их качества и делает поэт предметом сатирического изображения. он сознательно гиперболизирует эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у юного зрителя отвращение к этим героям, желание бороться со всем, что принижает человека. в том же сатирическом ключе драматург дает и образы королевы и ее придворных. какой-то безжизненностью веет от наставника королевы, который при всей своей «учености» далек от жизни, от понимания людей, все многообразие окружающего он сводит к нескольким латинским названиям. не так уж безобидна и капризная, королева. она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать. поэт показывает всю сложность этого характера: в нем уживаются ум, способность глубоко чувствовать, разбираться в людях со злостью, скрытностью, бесчеловечностью. испорченная всеобщим поклонением и дурным воспитанием, королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с падчерицей и старым солдатом. может быть, она многое поймет, изменит некоторые свои привычки, однако у зрителя она не вызывает! к себе сочувствия и уважения. этот персонаж несет в себе заряд большой воспитательной силы: многие узнавали в некоторых поступках королевы свои, а в ее стремлении подчинить себе весь мир - свое стремление подчинить своим капризам хотя бы родных и близких. так и в этом образе маршаку удается слить воедино фантастическое и реальное, сказочное и обыденное.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» остро демонстрирует проблему взаимопонимания разных поколений. Представителями «века минувшего» являются Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы. Они считают, что политика Российской империи представляется правильной и верной, не требует никаких реформ. Общество «детей» — это Аркадий и его друг Евгений Базаров. Они уверены, что России необходима встряска, революция, которая положила бы конец межсословному разделению. В свою очередь «дети» тоже делились на два фронта — дворянство и мещанство. К первому можно отнести Аркадия и Анну Одинцову. Потомственные аристократы или, как выразился в романе Базаров, «барчуки». Они, воспитанные в роскоши и высшем обществе, уверено поддерживали бы «отцов», но влияние Евгения на их мнение было велико. Мещанами можно назвать Базарова и его духовного ученика Ситникова. Безусловно, этому обществу было трудней, чем дворянам. Им приходилось прикладывать немало усилий, чтобы чего-то добиться в жизни. Базаров категорично отзывается о «высшем сословии», называя их «барчуками» и лентяями. Евгений страстно желает равенства в обществе, отказа от классового деления. Ситников поддерживает Базарова совершенно во всем.