Анализ стихотворения Толстого «Государь ты наш батюшка…»
Сатирическое произведение появилось в 1861 г., в эпоху масштабных реформ Александра II. Отразив дискуссионный дух времени, художественный текст быстро приобрел популярность и породил немало споров. Стихотворение с одобрением встретили не только славянофилы, но и революционно-демократические круги. Интересно, что спустя шесть лет после написания «Государя» автор пытался отказаться от собственного творения, трактуя его как дань чрезмерного увлечения славянофильством.
Главная тема стихотворного текста — критическая оценка государственных реформ. В качестве объекта сатиры поэт избирает знаковую фигуру русской истории, образ Петра Первого. Характеризуя действия первого императора и выдающегося реформатора, Толстой обращается к идиоме «заварить кашу», имеющей смысловой оттенок явного неодобрения. Хозяйничающий на кухне самодержец отказывается от отечественных продуктов и традиций, награждая их ярлыком «сорная». Символическая каша, которая изготовлена из импортной крупы и перемешана палкой, выходит у царя-повара слишком крутой и соленой. Держать ответ за неблагоприятные последствия неосмотрительной политики придется «детушкам» — не одному поколению потомков.
Иносказательное стихотворение, жанр которого определяется как притча или песня, отличается выразительной формой. Она восходит к фольклорным источникам, изначально опиравшимся на песенный диалог. Известным примером может служить ритуальная песня-игра «А мы просо сеяли». Многочисленные анафоры, чередование вопросов и ответов, выбор лексических средств — совершенствуя формальные особенности, поэт задействует различные приемы стилизации.
Секрет популярности «Государя» кроется не только в злободневности темы, но и в оригинальной открытости текста, допускающей различные трактовки. Четко обозначенному образу царя противопоставлен неясный облик собеседницы, которая по законам народной песни именуется «матушкой» и «сударыней». Имеет хождение версия, что в разговор с Петром вступает Россия, олицетворенная в женском образе.
Вопрос неоднозначности толкований касается и глубинного смысла иносказания Толстого. Сторонники традиционных путей развития увидели в стихотворении иллюстрацию собственных убеждений, а жаждущие радикальных перемен смогли усмотреть в тексте смелый призыв к немедленным социальным преобразованиям.
Как-то учитель русского языка и литературы предложил нам такой вопрос: если бы вам пришлось несколько лет жить на безлюдном острове, какие книги вы взяли бы с собой? Много кто ответил очень умно, желая показать свою начитанность. Я же написал, что хотел бы взять с собой лишь одну книгу - «Толковый словарь». Когда учитель анализировал наши ответы, то похвалил тех, кому нравятся Чехов и Булгаков, хотя мы их еще не изучали (Чехова - совсем немного, в 7 классе). Хвалил и тех, кому нравится «Гарри Поттер». Меня же среди отмеченных не было.Может, учителю не известны слова А. Франса: «Словарь - это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке. Все другие книжки содержатся в нем, надо их только оттуда вытянуть».Мир слов удивителен. В нем - вся жизнь. Все в природе, человеческом обществе имеет свое название. Каждое новое явление, понятие, действие, предмет или его признак получают свое определение.Все знают С. Маршака. Когда мы были маленькими, родители часто читали нам его стихи. Они очень потешные. Творчество этого поэта в школе не изучается. А напрасно. Я бы включил его в школьную программу. Не только потому, что он интересный поэт. Я уверен, что он также и мудрый человек, поскольку ему удалось понимать детскую психологию. Так С. Маршак писал:Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвале слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать Они дались недаром человеку.Как бы там не было, а я все равно взял бы на безлюдный остров «Толковый словарь». И уверен, что с ним мне не было бы скучно.
Я считаю,что в наше время,очень важно иметь совесть,честь,долг,эти качества облагораживают человека,что в моём понятии совесть это очень хороший показатель у человека так.как (и ты должна сама вставить,что ты думаешь о совести)долг он может быть разным,например долг перед Родиной,это у военнослужащих, долг перед родителями,это когда ты знаешь,что должен долг перед друзьями ,а также долг родителей перед детьми ,я считаю что каким бы нибыл долг его надо выполнить с честью и достоинством,чтоб могли сказать,что ты человек своего слова и долга.Честь это порядочность,добросовестность,и все моральные качества человека ,одним словом честь это достоинство человека ,в нашем времени очень редко встречаются понятия,совесть,честь,долг, и эти понятия они связаны между собой,чтобы быть хорошим человеком,другом,сыном или дочкой надо иметь все эти качества.так давайте не будем забывать о наших моральных ценностях(чем смог тем у самого куча уроков,буду рад если
Анализ стихотворения Толстого «Государь ты наш батюшка…»
Сатирическое произведение появилось в 1861 г., в эпоху масштабных реформ Александра II. Отразив дискуссионный дух времени, художественный текст быстро приобрел популярность и породил немало споров. Стихотворение с одобрением встретили не только славянофилы, но и революционно-демократические круги. Интересно, что спустя шесть лет после написания «Государя» автор пытался отказаться от собственного творения, трактуя его как дань чрезмерного увлечения славянофильством.
Главная тема стихотворного текста — критическая оценка государственных реформ. В качестве объекта сатиры поэт избирает знаковую фигуру русской истории, образ Петра Первого. Характеризуя действия первого императора и выдающегося реформатора, Толстой обращается к идиоме «заварить кашу», имеющей смысловой оттенок явного неодобрения. Хозяйничающий на кухне самодержец отказывается от отечественных продуктов и традиций, награждая их ярлыком «сорная». Символическая каша, которая изготовлена из импортной крупы и перемешана палкой, выходит у царя-повара слишком крутой и соленой. Держать ответ за неблагоприятные последствия неосмотрительной политики придется «детушкам» — не одному поколению потомков.
Иносказательное стихотворение, жанр которого определяется как притча или песня, отличается выразительной формой. Она восходит к фольклорным источникам, изначально опиравшимся на песенный диалог. Известным примером может служить ритуальная песня-игра «А мы просо сеяли». Многочисленные анафоры, чередование вопросов и ответов, выбор лексических средств — совершенствуя формальные особенности, поэт задействует различные приемы стилизации.
Секрет популярности «Государя» кроется не только в злободневности темы, но и в оригинальной открытости текста, допускающей различные трактовки. Четко обозначенному образу царя противопоставлен неясный облик собеседницы, которая по законам народной песни именуется «матушкой» и «сударыней». Имеет хождение версия, что в разговор с Петром вступает Россия, олицетворенная в женском образе.
Вопрос неоднозначности толкований касается и глубинного смысла иносказания Толстого. Сторонники традиционных путей развития увидели в стихотворении иллюстрацию собственных убеждений, а жаждущие радикальных перемен смогли усмотреть в тексте смелый призыв к немедленным социальным преобразованиям.