Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616 гг.), чья жизнь сама по себе читается как роман, задумал свое произведение как пародию на рыцарский роман, и на последней странице, прощаясь с читателем, подтверждает, что у него "иного желания не было, кроме того, чтобы внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям, описываемым в рыцарских романах". Это была весьма актуальная задача для Испании рубежа XVI–XVII вв. К началу XVII века эпоха рыцарства в Европе миновала. Однако в течение столетия, предшествующего появлению "Дон Кихота", в Испании было издано около 120 рыцарских романов, которые были самым популярным чтением всех слоев общества. Против пагубной страсти к нелепым выдумкам изжившего себя жанра выступали многие философы и моралисты. Но если бы "Дон Кихот" был только пародией на рыцарский роман (высокий образец жанра — "Смерть Артура" Т. Мэлори), имя его героя вряд ли стало бы нарицательным.
Швабрин после того как Маша отказала ему в предложении выйти за него замуж, начал мстить Маше, и унижать её перед Гринёвым. Швабрин очень подлый, льстивый и ужасный человек.
Гринёв же, искренне любит Машу. Посвящает ей стихотворение, которое показывает Швабрину в надежде на одобрение от старшего и умного человека, но вместо этого, получает недовольство Алексея и унижение ...лучше подари ты ей пару серёг вместо стиха.
Пётр Андреевич рискует жизнью и защищая Машу, и ни за что не хочет расставаться с его единственной и желанной.