Народная масса показана в повести Пушкина неодноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачевского движения (караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), и крепостные (Савельич), и «старинные люди» (Мироновы).
Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.
Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой. Но самый честный и добрый». ерез различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен на подвиги и активные действия. С другой стороны, подчеркивая свободолюбие и мятежность народа, автор показывает черты национального характера, сформированные рабством – смиренность и послушание. Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин впервые представил его как серьезную политическую силу, которой предстоит обновить Россию.
«Есть у Б. Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха» . События разворачиваются очень быстро, в каждой главе происходит что-то важное, решения принимать нужно быстро) Капитан, человек опытный, бывалый, узнав о пожаре в трюме, он действует чётко, быстро, понимая, что «страх – огонь в соломе» Люди от страха теряют голову, становятся неуправляемыми. «Нельзя, чтобы знали пассажиры. Их двести пять человек. Начнётся паника. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа бьётся, ревёт, - так думает капитан. Он много знал таких случаев. Он не должен этого допустить» Капитан объявляет на судне военное положение. Кораблю – полный ход. Команде делать плоты под руководством Салерно. Штурману и второму механику развлекать пассажиров, чтобы те ничего не заподозрили. Капитан выкинул за борт одного любопытного пассажира, который стал догадываться, что на судне что-то происходит. Экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, но ведь капитан несёт ответственность за жизнь всех пассажиров, он в ответе за каждый свой поступок, т. к. от его поступков зависит порой жизнь других людей. А капитан разрешает взять на борт «левые» бочки, даже не проверив, что в них. Значит, он косвенно тоже является виновником пожара Сначала матросы беспрекословно подчинялись капитану и механикам, работали не покладая рук, они понимали всю опасность ситуации. Но жара, духота, тяжёлая работа до изнеможения сделали своё чёрное дело. Услышав, что на палубе играет музыка и пассажиры развлекаются, матросы отказываются работать и поднимают бунт. Когда механик Салерно брал опасный груз на судно, он не думал об опасности, думал только о выгоде, о тех трёхстах лирах, которые он получит. Он не сразу сказал капитану, что в бочках бертолетова соль. Но работал он вместе с матросами до изнеможения, во время бунта уговаривал матросов потерпеть. Чувство вины не даёт ему покоя, он раскаивается, сознаётся во всём капитану, даже внешне меняется: «Старик осунулся за эти два дня» . Как мальчик, старик глядел на капитана, будто хотел сказать: «Ну, прикажи скорее, и я в воду брошусь» . Во время спуска пассажиров на шлюпки Салерно «точно, без окриков, руководил, и руки людей работали дружно в лад» Рассказ заканчивается тем, что все пассажиры люди после трёх дней, проведённых в шлюпках, «перешли на пароход» , подоспевший на Недосчитались старика Салерно. Когда он пропал, кто его знает» . Салерно не смог пережить своей вины людей, он жертвует своей жизнью. Он понимал, что дальнейшая жизнь для него невозможна, поэтому переоделся в чистую рубаху. Он заранее всё решил для себя. Как вы думаете каким образом Салерно покончил с собой? Вам нравится фильм "День Ангела" Станислава Говорухина по мотивам этого рассказа? Как вы считаете мог ли Салерно жить дальше? А слова капитана обращенные к Салерно "Идите к священнику, приложитесь к его рясе" это насмешка или на самом деле совет покаяться? Предлагаю обсудить этот рассказ!
Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.
Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой. Но самый честный и добрый». ерез различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен на подвиги и активные действия. С другой стороны, подчеркивая свободолюбие и мятежность народа, автор показывает черты национального характера, сформированные рабством – смиренность и послушание. Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин впервые представил его как серьезную политическую силу, которой предстоит обновить Россию.