Проблема чести и бесчестья – одна из ключевых тем в творчестве А. С. Пушкина, достаточно вспомнить эпиграф к его повести «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду». Эта же проблема, вместе с проблемой храбрости и предательства, поднимается в повести «Дубровский».
В повести противопоставляются подлый барин Троекуров и «благородный разбойник» Владимир Дубровский.
Троекуров жаден, он подло лишает своего ближайшего друга, А. Г. Дубровского, без крыши над головой и каких-либо средств к существованию, не волнует его также и судьба сына своего друга. Жесток он по отношению к тем, кто зависит от него – достаточно вспомнить, как он бросил учителя-француза (которого изображал из себя Дубровский) к медведю, чтобы развлечь себя.
Младший Дубровский решил защитить свою честь и достоинство, хотя выбирает для этого и не самый правильный путь - путь мести и разбоя. Но все равно вызывает уважение то, что Владимир не побоялся бросить вызов всесильному Троекурову, перед которым трепетала вся округа. Кроме того, попав в дом Троекурова и полюбив Машу, Владимир отказывается от мести человеку, погубившего его отца и сломавшего ему жизнь – ведь это отец его милой возлюбленной.
Можно быть богатым, знатным, всемогущим, но честь и достоинство не купишь не за какие деньги.
Если творишь добро на земле, то оно обязательно возвращается. И если бы каждый человек делал добро, то мы не имели бы труда и забот. Но, к сожалению, добро не может существовать отдельно от зла. Как это не странно, пророческими являются слова Воланда из романа «Мастер и Маргарита»: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени?». То есть не может существовать добро от зла. В конце концов, как бы мы тогда определяли, что это именно добро, ведь все познается в сравнении...
Что есть добро в человеке? Прежде всего, это гуманность. Считаю, что каждый человек должен быть гуманным, ведь именно в этом и заключается человеческая сущность! Не могу терпеть людей, которые пренебрежительно относятся к окружающим, считают себя центром вселенной. Человек должен уметь сочувствовать и Конечно, в наше время осталось мало по-настоящему гуманных людей. Тех, которые делают добро бескорыстно. Чаще всего, когда человек делает доброе дело, она подсознательно ожидает благодарности, то есть того, что ей сделают добро. По моему мнению, такая позиция не является правильной. Мы должны делать добро, быть гуманистами бескорыстно, не ожидая благодарности, только тогда можно говорить о том, что это и есть добро. Гуманизм проявляется не только в отношении к окружающим людям. Он проявляется и в отношении к природе, к животным, растениям. Добрый человек не будет от безделья ломать деревья привязывать кошке к хвосту пустую консервную банку...
Есть и другие человеческие черты, которые входят в состав понятия «добро». Например, честность. Думаю, что если бы люди были честными, то в мире не было бы подлости и лицемерия. Люди могли бы общаться друг с другом открыто, не думая о том, что будут говорить у них за спиной.
К сожалению, современная молодежь теряет понимание добра. Для нее главными вещами в жизни стали деньги, материальные блага, власть. Молодежь идет вперед к намеченной цели, не замечая, что этот путь часто проходит прямо по головам других. Очень жаль, что молодое поколение теряет понимание самого главного, того, что духовные богатства невозможно заменить материальными. Дейл Карнеги, выдающийся психолог, говорил: «Те редкостные люди, которые пытаются бескорыстно служить другим, получают огромное преимущество перед всеми другими. У них нет соперников. »