Это стихотворение было написано в 1911 году в Царском Селе о Пушкине-лицеисте. В нём всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо. Как удачно выбрано слово "лелеем" ! Не "слышим", не "помним", а именно лелеем, то есть любовно бережем в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны - живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина выражено двумя малыми деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу, и она рядом с лицейской треуголкой лежит на земле. Следует добавить, что строка "Еле слышный шелест шагов" подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест - возможно, от осенней опавшей листвы. Вообще, вспоминая об Ахматовой, перед нами неуклонно возникает образ Пушкина. Гений Пушкина, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на литературу девятнадцатого века, вошедший в историю, как "золотой век" русской поэзии. Но и лучшие поэты "серебряного века" сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли свою лепту в исследование его поэзии. В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. По словам близко знавшей поэтессу Эммы Герштейн (литературоведа) , в этом стихотворении отразились особенности восприятия Пушкина Анной Андреевной: сочетание конкретного ощущения его личности ("здесь лежала его треуголка") и всеобщего поклонения национальному гению ("и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов"). У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе. Не даром это стихотворение написано в моём сборнике первым, ведь именно с произведений Пушкина и питались начальные ручейки её гениального творческого потока.
Москва, начало XIX столетия. Заглянем в гости к московскому дворянину, Павлу Афанасьевичу Фамусову. Дом выглядит довольно зажиточным и гостеприимным. В нем есть парадные сени с большой лестницей, два этажа, множество антресолей, просторный бальный зал, обставленным диванчиками и софами. Большие часы своим звоном приветствуют всех еще в самом начале действия. Здесь проживают Фамусов с дочерью Софьей, секретарь Молчалин. Многочисленная челядь (Лиза, Петрушка, Филька и Фомка…) с раннего утра топчется по дому: «все метут и убирают». Интересно, какая атмосфера царит в этом благополучном доме, чем живут его хозяева и многочисленные гости?
Хозяин этого респектабельного дома – Фамусов Павел Афанасьевич, почтенный московский дворянин, пользующийся расположением столичных кругов. На первый взгляд – добродушный, остроумный, веселый человек, радушный и гостеприимный хозяин.
Но вскоре перед нами предстает образец алчности, самолюбия, невежества. "Собрать все книги бы да сжечь!" — восклицает он. Являясь «управляющим» казенного дома, Павел Афанасьевич почти не занимается делами, но ждет от службы повышения чина, денег, орденов.
Косность и моральная «затхлость» царят в его доме.
К Фамусовым часто съезжаются гости. "Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!” Кто же они – цвет московской знати того времени?
Первыми появляется чета Горичей. Жена хвастливо подчеркивает, что ее мужу прочили место коменданта Москвы. Платон Михайлович когда-то служил с Чацким, разделял его взгляды. Ныне же находится целиком под каблуком у жены и тайно вздыхает о своей прежней славной жизни. Затем нагрянула многочисленная семья Тугоуховских. Семейство озабочено поиском богатых женихов для шести дочек. Княгиня очень гордится своим титулом. Она, как и Фамусов, сторонница браков по расчету: ее интересуют только богатые и титулованные женихи. У графинь Хрюминых – та же цель. Графиня-внучка находится в постоянных поисках жениха и уже успела озлобиться. Уничижительно относится почти ко всем гостям. С удовольствием приняла участие в травле Чацкого, который сравнил ее с «французской модисткой». Барыня Хлестова – жестокая крепостница, "Фамусов в юбке”, невежественная и ворчливая старуха. Она яростно защищает " житья подлейшие черты”, выступает против всего нового, что может угрожать привычной жизни. Антон Загорецкий — лгун и отъявленный мошенник. Он всегда готов «прислуживаться», только бы расположить нужного ему человека. Все гости хорошо его знают, но принимают у себя дома «мастера услужить». Последним появляется Репетилов – очень яркий образ. Он напускает на себя таинственность и значимость с его "тайными собраниями по четвергам» и «секретнейшим союзом», а на самом деле является никчемным болтуном, разглагольствующим о передовых идеях. Гости Фамусова ведут праздную жизнь – развлекаются на балах, веселятся и сплетничают, играют в карты. Им чужды идеи просвещения, им и так хорошо в их убогом мирке, где имеют значение мундиры и титулы, богатство и количество крепостных. Силой своего таланта Грибоедов изобразил их так ярко и четко, что для всех читателей дом Фамусова и его гости предстают живой картиной барской Москвы первой четверти XIX столетия.
Вообще, вспоминая об Ахматовой, перед нами неуклонно возникает образ Пушкина. Гений Пушкина, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на литературу девятнадцатого века, вошедший в историю, как "золотой век" русской поэзии. Но и лучшие поэты "серебряного века" сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли свою лепту в исследование его поэзии.
В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. По словам близко знавшей поэтессу Эммы Герштейн (литературоведа) , в этом стихотворении отразились особенности восприятия Пушкина Анной Андреевной: сочетание конкретного ощущения его личности ("здесь лежала его треуголка") и всеобщего поклонения национальному гению ("и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов").
У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе. Не даром это стихотворение написано в моём сборнике первым, ведь именно с произведений Пушкина и питались начальные ручейки её гениального творческого потока.