Когда я читала рассказ И.С.Тургенева "Муму", я сочувствовала Герасиму. Он был хороший и добрый, добросовестно выполнял свою работу, но вот с хозяйкой ему не повезло. Капризная барыня велела ему утопить собачку - единственное дорогое Герасиму существо. Выполнив бесчеловечный приказ, он ушел от барыни в деревню. На месте Герасима я бы, наверное, тоже ушла, но раньше. Я бы не стала топить собаку. Тем более в деревне Муму можно было бы спрятать. Мне очень жаль Герасима: ведь крепостному крестьянину не удастся уйти от барыни - его все равно вернут туда, где ему плохо. А единственного друга он лишился - из-за барского каприза.
По Бальзаку - нельзя. Это литература переходного периода от романтизма к реализму. То есть романтический налёт необыкновенных героев в необыкновенных обстоятельствах ещё присущ романам этого писателя. У Бальзака авторская позиция предполагает то, что обязательно положительный герой ему нравится. Но этот положительный герой попадает под действие среды. "Среда заела" - это основная коллизия жизни героя. Он бы рад быть хорошим, да вот мир порочен, портит душу. Если сравнить Гобсека у Бальзака с пушкинским Скупым рыцарем, то мы видим, что у Пушкина скупец всё же - рыцарь. Пушкин всегда стремится найти что-то хорошее у своих героев, и в каждом злодее он показывает человеческую душу, хотя бы на миг. У Бальзака не так. Мир порока довлеет над его героями, как рок над персонажами античной трагедии.
Мне очень жаль Герасима: ведь крепостному крестьянину не удастся уйти от барыни - его все равно вернут туда, где ему плохо. А единственного друга он лишился - из-за барского каприза.