Объяснение:
Весенний день, Петербург. Цирюльник Иван Яковлевич завтракает. Его жена Прасковь
я только что испекла хлеба к завтраку и поставила его на стол. Откусив приличный кусок от каравая, цирюльник в ужасе находит в хлебе нос. Присмотревшись, он понимает, что он принадлежит одному из его клиентов – Ковалёву. Всеми на улице он пытается избавиться от неприятной находки, но прохожие то и дело возвращают ему её. В конце концов ему удалось скинуть нос в реку.
В это время просыпается Ковалёв. Подойдя к зеркалу, он с ужасом понимает, что без носа. А ведь он и приехал в Петербург с желанием заполучить какую-нибудь важную должность и найти себе невесту. И для первого, и для второго ему просто необходимо выглядеть прилично. Выйдя на улицу, Ковалев встречает свой собственный нос. Нос уезжает в Собор, где набожно читает молитвы. Смущённый Ковалёв подходит к нему и начинает убеждать, что ему просто необходимо вернуться на своё законное место на лице. Нос не понимает, о чём тот говорит, и при первой же возможности незаметно уходит.
Расстроенный Ковалёв плетётся домой, где рассуждает, как такое могло произойти. Он приходит к выводу, что это дело рук Подтачиной, желающей ему насолить из-за откладываемой свадьбы с её дочерью. Тут приходит пристав, который привёл с собой его нос. Оказалось, нос пытался сбежать с поддельными документами за границу, но был схвачен. Однако Ковалёв не смог вернуть нос на своё лицо, и даже врач не сумел никак ему . Ему советуют вообще заспиртовать нос в банке и показывать любопытным за деньги.
Спустя несколько дней нос оказался на своём месте – на лице Ковалёва. Радости его не было предела. Когда Ковалёв приходит бриться к цирюльнику, Иван Яковлевич выглядит очень смущённым и опасается прикасаться к носу клиента. Если раньше он держался за эту часть лица клиента, то теперь упирался рукой исключительно в щёки.
Источник: Краткое содержание Гоголь Нос за 2 минуты пересказ сюжета
Как и во всех произведениях Салтыкова-Щедрина, в сказках противоборствуют две силы: народ и его угнетатели. Народ выступает здесь под масками добрых, беззащитных, обездоленных зверушек, а эксплуататоры — под масками хищников. Это басенная традиция, Которую еще развивал в своем творчестве великий русский баснописец Крылов. Во всех сказках присутствует обобщенный образ труженика, над которым издеваются угнетатели. Это и Коняга, представляющий собой символ рабочей и крестьянской Руси, и мужики из повести "Как один мужик двух генералов прокормил", и многие другие.
Изображая тяжелую жизнь трудового народа, Щедрин сочувствует ему, но в то же время и скорбит о его смирении и покорности, безмерном послушании. Горький смех чувствуется сквозь строчки автора, когда он рассказывает нам, как мужик свил себе веревку. Практически во всех сказках писатель рисует мужика с любовью, показывая его великую силу и благородство. Народ в его произведениях честер добр, смел и умен. Он может сделать все: и себя с барином прокормить избу построить, и коня подковать, и одежду сшить, и "море-океан" перемахнуть. Угнетатели лее в сказках выглядят нелепо, смешно, автор смеется над их бес , невежеством, невозможностью прожить без мужика. Щедрин высмеивает такие человеческие пороки, присущ хозяевам жизни, как жадность, скупость, деспотизм, полное невежество. Все это прекрасно видно в салтыковском сборнике, вспомним хотя бы двух генералов или дикого помещика из одноименной сказки.