Козацьке прислів’я говорить: «Коли всім народом дмухнути, то ураган буде!» Саме з такими словами козаки починали свою боротьбу проти поневолювачів. І через чотири століття знов наш український народ «дмухнув» в сторону зла, фальші, лицемірства.
Тарас Шевченко знав, що непоборним нашим бажанням було звільнення нас від єгипетської язви неволі, мечем Архангела Михаїла. Самі ми боялися взяти до своїх рук холодне залізо й ним розрахуватися за свої кривди, здобуваючи волю. Цей страх – це не було фізичне безсилля, а страшне духовне рабство, якого Шевченко ніколи не визнавав, постійно з ним боровся й лікував від нього нашу народну душу.
Шевченко знав і бачив, що ми вмираємо рабами не тому, що ми слабкі фізично, а тому, що ми захворіли духовно, бо думали, як раби. А рабів навіть Бог не може визволити. «Рабів до раю не пускають!» — такі заклики часто лунали на Майдані і вже вкорінилися у свідомості українців. Такими закликами, патріотичною атмосферою кожен українець змінився, переборов у собі нечисть, став добрішим. Кожен усвідомив, що нас всіх об»єднує не тільки спільна обкладинка паспорта, а спільна історія, нація, душа.
Наступникам великого Кобзаря вже не грозить тотальне затемнення свідомості, бо нам болять рани наших Героїв, в пам’яті сяють їхні очі; на сторожі кожного українця долею випадку стоять наші захисники. З кожною кулею, яка зупиняла чиєсь серце, з кожною сльозинкою, кожною гримасою болю та страху ми ставали більш мужніми, сильнішими. Щоправда, заплатили зависоку ціну. Просимо своєї чистою безмежною українською душею у Бога заступництва…
Мцыри апофеоз лермонтовского романтизма. Герой поэмы могучая личность, противостоящая окружающему миру.
Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает того образа жизни, который вполне удовлетворяет монахов монастыря:
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Романтический мотив единения человека с природой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцыри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бережно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к крутым и темным скалам, к плодородным долинам. Эта духовная связь с родиной главная черта, определяющая характер героя. Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, потому что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву утрату бессмертия души:
Увы! за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
Свобода для Мцыри высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уделом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:
Ты хочешь знать, что делал я
На волеЖил и жизнь моя
Без этих трех блаженных днейБыла б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул.
Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюбленным, который с восторгом смотрел на деву гор. Он был во всем сыном своей земли и своего народа:
…да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних молодцов.
Удивительные превращения происходят с человеком, вкусившим свободы. В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливости, да и где бы он мог эти качества проявитьПо законам романтизма, герой проявляет свою одну, но пламенную страсть в исключительных обстоятельствах, какими стали для Мцыри и побег из монастыря во время гроз< > в час ночной, ужасный час, так напугавший мснахов, что они ниц лежали на земле, и встреча С барсом. Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь.
Предчувствие неудачЛ побега автор подчеркнул с пейзажа. В сроем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталкивается с суровой реальностью. Природанезаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час.