1) есть Дом, семья (на небесах). пусть Отец, и два брата
2) один наследник Дома отправился на чужбину
3) на чужбине (Земле) с ним случалась "полная ж", да и он жил как животное.
4) тут бы ему и конец пришел, но он вспомнил, что у него есть Дом
5) отправился Домой, думая, что готов быть самым последним слугой, но Дома.
6) добрался, а его Отец простил, и наградил так, что вызвал зависть у сына оставшегося Дома.
Притча про земное человечество, не всех людей, а только сыновей Отца небесного. Наша родина - Отчий Дом - на небесах.
Тут, на Земле, мы можем быть бомжами, последними людьми.
Но если мы вернемся Домой, то Бог нас простит
Евгений - фамлия героя не указана в поэме - небогатый молодой человек, он где служит "всего два года", снимает жилье где-то в Коломне. Любит простую девушку Парашу, которая живет с матерью в небольшом бедном домике, и хочет на ней жениться.
Но тут случается наводнение, и его любимая погибает. И Евгений теряет разум от пережитого удара судьбы. Несколько месяцев он скитается по улицам и площадям Петербурга, спит вместе с бродягами, питается чем попало.
" неделя, месяц — он
К себе домой не возвращался.
Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту.
Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском".
И вот однажды он идёт мимо памятника Петру Первому, он грозит памятнику за то, что он, император, выстроил город в таком неподходящем месте, и ему кажется, что памятник оживает, гневается, и мощный бронзовый конь гонится за ним.
Евгений окончил свои дни возле домика своей невесты, который был потоком занесен на один из островков в районе Петербурга. Судьба его очень грустная.
Петра Первого поэт изображает могущественным властелином, своевольным, непоколебимым и суровым. "Стоит с простертою рукою / Кумир на бронзовом коне". "Какая дума на челе! /Какая сила в нем сокрыта!". "О мощный властелин судьбы!" "Державцем полумира", "строителем чудотворным" называет царя поэт. В его изображении Петр предстает одицетворением силы и могущества самой России, в то время как Евгений - воплощение её бедного, несчастного и угнетенного народа.