Вот отрывок из текста) проезжал через диканьку блаженной памяти архиерей, хвалил место, на котором стоит село, и, проезжая по улице, остановился перед новою хатою. – а чья это такая размалеванная хата? – спросил преосвященный у стоявшей близ дверей красивой женщины с дитятей на руках. – кузнеца вакулы, – сказала ему, кланяясь, оксана, потому что это именно была она. – славно! славная работа! – сказал преосвященный, разглядывая двери и окна. а окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях же везде были козаки на лошадях, с трубками в зубах. но еще больше похвалил преосвященный вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами. это, однако ж, не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя подносили его к картине и говорили: "он бачь, яка кака намалевана! " – и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери. поставь ❤ ))
название имеет не столько прямое значение (оно связано с содержанием рассказа) , сколько переносное и приобретает метафорическое значение. Автор, уже взрослый человек, не просто вспоминает свои детские годы, совпавшие с одним из самых драматических периодов в истории нашего государства, но и анализирует свои детские впечатления и размышления "о времени и себе". Главным в отношении писателя к окружающим и к самому себе является совесть. Именно это качество не даёт ему возможность забыть те далёкие годы.