рассказ "конь с розовой гривой" виктора астафьева входит в сборник "последний поклон". автор глубоко и лирично повествует нам о сибири через воспоминания ребёнка, витьки потылицына. в них собственные писателя, его переживания и чувства. мы открываем для себя быт и нравы, радости и трагедии сибирской глубинки. каждый рассказ как человеческая жизнь, как накопление опыта, как урок нравственности.
витька - маленький человек перед непонятной и загадочной для него жизнью.
он постигает мир, радуясь и горюя, ошибаясь и исправляя ошибки. в рассказе "конь с розовой гривой" он получает серьёзный урок правильного, нравственного поведения.
витька воспринимает окружающее по-детски наивно. его крошечный мир - это забота и любовь бабушки, мягкость и ласковость дедушки, игры и забавы. он живёт одним днём, нежными и трогательными чувствами и открытиями. даже о нелепой и трагичной смерти матери витька рассуждает словами взрослых, услышанными, но непонятыми, а вся жестокость потери притуплена этим детским восприятием, мудрой защищённостью ребёнка. поэтому, урок, который преподаёт витьке жизнь - это взаимоотношения окружающих людей.
соседи, семья левонтия, - привлекательно-простой и свободный мир. там детям всё разрешено, нет запретов, это - целое "племя" со своими законами выживания и общения. витьке хочется быть там "своим", но общение с "левонтьевскими орлами" оборачивается ловушкой, в которую мальчик по наивности попадает. витька начинает понимать, что не всяким советам нужно следовать и то, что кажется простым решением сегодня, завтра может обернуться сожалением и страхом. мальчик начинает остро переживать чувства других людей, сгорает от стыда ("тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть."), вспоминает, как убивалась бабушка, узнав о смерти дочери. и, уже получив, "завоевав" долгожданное прощение, постигает ещё один урок - любовь близких велика и прекрасна. пряник-мечта, конь с розовой гривой,- это символ всепрощения и того прекрасного времени, которое называется "детство".
этот рассказ мне чем -то напомнил произведение нашего современника павла санаева "похороните меня за плинтусом". разное время, но восприятие ребёнка - самое чистое и откровенное, без фальши и суеты. именно оно остаётся с нами навсегда, закладывает в нас основы будущей духовности и нравственности. пройдут годы, но возвращаясь мысленно к детским , мы будем также остро и трепетно хранить своего "коня с розовой гривой".
За то, что это действительно самая настоящая страшная сказка. Правда, на страницах её не встретится ни огнедышащих драконов, ни злых колдунов, ни коварных волшебниц. Вместо них перед Алисой ( и перед Вами ) предстанут равнодушный и трусливый Белый Кролик, равнодушная и грозная Королева Бубён, равнодушный и глубокомысленный Мартовский Заяц и множество других персонажей, которым все на свете в высшей степени безразлично, кроме них самих.
Впрочем, самую страшную сказку стоит читать ради того, чтобы пройти её насквозь от начала до конца, и, право же, у этой сказки хороший конец.
Льюис Кэрролл не польстил подлинной Алисе, как, бывает, льстит художник рисуя портрет и изображая лицо оригинала чуть красивее, а взгляд чуть благороднее, чем есть на самом деле. И в сказке Алиса такая же, какой была в жизни: умная, славная, смелая, добрая и смешная. А главное, не только умная, но и добрая, не только добрая, но и умная. Как много могут сделать ум и доброта, когда они заодно !