1) «… горели приветно, будто звездочки, ясные очи, блистало красное коралловое монисто» (Ганна)
2) «… угрюм, суров с виду, не любит много говорить, не любит щеголять, вдов, крив, любит иногда притворяться глухим» (Голова)
3) «Варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет на рубашки и заведывает всем домом» (Свояченица)
4) «Низенький, толстенький человек с маленькими, вечно смеющимися глазками, … под носом торчали коротенькие и густые усы» (Винокур)
5) «Молодой казак в решетиловской шапке и с бандурою в руках» (Левко)
6) «В пестрядевых шароварах и жилете цвету винных дрожжей, сопровождающий свой рассказ протягиванием шеи и приведением ее в тот же час в прежнее состояние» (Писарь)
7) «Скоро и смело кидалась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву» (Ведьма)
8) «Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца, но как чудна, как прекрасна!» (Утопленница)
Вопросы, связанные с описанием природы
1) Закончите фразу. Кому она принадлежит?
«Как тихо колышется вода, будто …» (дитя в люльке, Ганна).
2) Какие эпитеты использует Н. В. Гоголь, описывая ночь? (Божественная, очаровательная, великолепная)
3) «Как бессильный старец, держал он в холодных объятиях своих далекое, темное небо, осыпая ледяными поцелуями огненные звезды, которые тускло реяли среди теплого ночного воздуха, как бы предчувствуя скорое появление блистательного царя ночи». Кто такие бессильный старец и блистательный царь ночи? (пруд и месяц)
4) Сравните описания старого дома. Чем они отличаются? Почему, на ваш взгляд, автор не раз возвращается к этому описанию? С чем это связано?
а) «Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу; и кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность; ореховая роща стлалась у подножия его и скатывалась к пруду».
б) «С изумлением глядел он [Левко] в подвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нём чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели веселые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стекла мелькала позолота… Тихо отошел он от пруда и взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стекла сияли при месяце».
в) «… над ним [прудом] печально стоял ветхий дом с закрытыми ставнями; мох и дикий бурьян показывали, что давно из него удалились люди».
Д. Конкурс «Каких событий больше»?
Каждой команде выдаются:
1) конверты с надписями: «Страшные», «Веселые», «Таинственные»;
2) листочки с названиями эпизодов:
История, рассказанная винокуром о тёще; Встреча Левко с панночкой; История о панночке и ее мачехе; История с пьяным Калеником; История, случившаяся со свояченицей; Ведьма, играя роль ворона, гоняется за девушками.Командам необходимо положить каждый листок в конверт с соответствующей их впечатлениям надписью и объяснить , по каким признакам они определили , страшные , весёлые или таинственные эти эпизоды.
Заключительный конкурс
На фоне всех событий, происшествий основное в повести – любовь Ганны и Левко. Сильное чувство героям преодолевать все препятствия.
Кто вспомнит, как обращались Левко и Ганна друг к другу?
Тихим и ясным вечером, когда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни, молодой козак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, песнею вызывает ясноокую Ганну. Но не сразу выходит робкая Ганна, боится она и зависти девушек, и дерзости парубков, и материнской строгости, и ещё чего-то неясного. Нечем Лёвке утешить красавицу: отец его снова притворялся глухим, когда заговаривал он о женитьбе. Сидя на пороге хаты, спрашивает Ганна о доме с забитыми ставнями, что отражается в тёмной воде пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, но невзлюбила мачеха панночку, изводила ее, мучила и заставила сотника выгнать дочь из дому. Бросилась панночка с высокого берега в воду, стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания. А на месте того дома собираются строить Винницу, для чего и приехал нынче винокур. Тут Левко распрощался с Ганною, услышав возвращавшихся парубков.
После известного описания украинской ночи в повествование врывается изрядно подгулявший Каленик и, кроя на чем свет стоит сельского голову, «косвенными шагами», не без лукавых дивчин, ищет свою хату. Левко же, распрощавшись с товарищами, возвращается и видит Ганну, говорящую о нем, Лёвке, с кем-то неразличимым в темноте. Незнакомец бранит Лёвка, предлагая Ганне свою, более серьёзную любовь. Неожиданное появление проказливых парубков и ясной луны открывает разгневанному Лёвке, что незнакомец сей — отец его. Спугнув голову, он подговаривает парубков проучить его. Сам же голова (о коем известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чем любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы) уже беседует в хате с винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке. Питая все возрастающий гнев хозяина, в хату, разбив стекло, влетает камень, и винокур уместным рассказом о тёще своей останавливает проклятия, закипающие на устах головы. Но оскорбительные слова песни за окном вынуждают голову к действиям.
Пойман и брошен в тёмную комору зачинщик в чёрном вывороченном тулупе, а голова с винокуром и десятским отправляются к писарю, дабы, изловив буянов, сей же час «резолюцию им всем учинить». Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил его в сарай. Оспаривая друг у друга честь этой поимки, писарь и голова прежде в коморе, а затем и в сарае находят свояченицу, которую хотят уже и сжечь, сочтя чёртом. Когда новый пленник в вывороченном тулупе оказывается Калеником, голова впадает в бешенство, снаряжает оробевших десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправу за нерадение.
Об эту пору Левко в чёрном своём тулупе и с измазанным сажею лицом, подойдя к старому дому у пруда, борется с овладевающей им дремотой. Глядя на отражение господского дома, замечает он, что окно в нем отворилось, и мрачных ставней вовсе нет. Он запел песню, и затворившееся было окно вновь открылось, и показалась в нем ясная панночка. Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Лёвку награду, если он сыщет ведьму среди утопленниц. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны, но затевают они игру в ворона, и та, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, «Ведьма!» — говорит Левко, и панночка, смеясь, подаёт ему записку для головы. Тут проснувшегося Лёвку, что держит-таки в руке клочок бумаги и клянёт свою неграмотность, хватают десятские с головою. Левко подаёт записку, что оказывается писаною «комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским» и содержит среди возбранений голове приказ женить Лёвка Макогоненка на Ганне Петрыченковой, «а также починить мосты по столбовой дороге» и другие важные поручения. На вопросы обомлевшего головы Левко придумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед. Ободрённый такою честью голова сулит Лёвке помимо нагайки назавтра и свадьбу, заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину, а Левко убегает к известной хате и, перекрестив в окошке спящую Ганну, возвращается домой, в отличие от пьяного Каленика, что все ещё ищет и не может найти своей хаты.
Объяснение:
Одним тихим ясным вечером парни и девушки собрались попеть песни. Левко, сын сельского головы, затягивает возле одной из хат песню, вызывая красивую девушку по имени Ганна. Ганна долго борется с сомнениями и страхами, прежде чем выйти. Она боится зависти подружек, смелости и дерзости парней, а также своей строгой матери. Левко не в состоянии успокоить свою возлюбленную, его отец игнорирует все разговоры сына о свадьбе.
Ганна задает Левко вопрос о доме, с заколоченными ставнями, отражение которого видно в темных водах пруда. Тогда Левко повествует Ганне историю про то, что в этом доме жил сотник с красавицей дочкой. Однажды сотник женился во второй раз, однако его красавица дочка сразу не понравилась мачехе, которая принялась ее изводить, а затем и вовсе заставила убраться из дома. В отчаянии, молодая девушка кинулась с крутого берега в темные воды пруда и утонула, став при этом самой главной среди всех утопленниц. Один раз у нее получилось затащить свою мачеху под воду, однако та умудрилась превратиться в утопленницу и избежать мести. Теперь на том месте, где раньше стоял дом, собираются возвести Винницу, специально для этой цели приехал винокур. После рассказа Левко и Ганна прощаются и Левко идет к своим друзьям.
Попрощавшись с друзьями, Левко идет обратно и замечает Ганну, которая ведет беседу о Левко с каким-то человеком. Левко вслушивается в разговор и слышит, как мужчина ругает его и признается Ганне в любви. При свете луны Левко видит лицо мужчины и ужасается – это его отец. Левко решает проучить его при своих друзей. Тем временем, отец возвращается домой и заводит разговор с винокуром. Внезапно разбивается окно и в хату прилетает булыжник. Отец начинает ругань, однако винокур успокаивает его и рассказывает о своей теще. С улицы слышится обидная песня в адрес отца Левко и это толкает его на решительные действия.
На пару с винокуром им удается схватить зачинщика в черном тулупе, надетом наизнанку. Они направляются к писарю, для подачи обвинения, захватив с собой десятского. Оказывается, что писарь также схватил подобного хулигана, заперев его в сарае. Начинаются споры о том, кому принадлежит честь поимки зачинщика, и, чтобы его разрешить, они направляются в сарай. Там они обнаруживают свояченицу отца Левко, которую чудом не сожгли, перепутав с чертом. Вторым пойманным сорванцом оказался изрядно пьяный Каленик. Отец Левко впадает в бешенство и отдает десятским приказ поймать зачинщика, мотивируя их жесткими репрессиями в случае неудачи.
В это время Левко, с измазанным в саже лицом и в черном тулупе оказывается возле старого дома на берегу пруда. Левко всматривается в отражение дома и замечает, что в нем открылось одно из окон. Левко начинает петь песню и в окне виднеется красивая молодая девушка. Она плачет и просит Левко ей найти ведьму среди утопленниц, обещая хорошо отблагодарить Левко, если он справится. Левко соглашается и начинает искать ведьму среди девушек, которые водят хороводы. Сначала у него не получается выделить одну девушку из всех утопленниц , но, когда они затевают игру в ворона, Левко замечает, что одна из девушек, которая вызвалась стать вороном, немного темнее других. А когда она ловит свою жертву в азарте игры, Левко замечает, какая злость появляется в это время в ее глазах. Левко указывает на нее. Красивая девушка рада и передает Левко бумагу для его отца.
Левко просыпается с бумагой в руках, его хватают его отец вместе с десятскими. Бумага – не что иное, как приказ отце Левко от комиссара, отставного поручика Козьмы Дергача-Дришпановского, женить Левко и Ганну, восстановить мосты на столбовой дороге и другие важные приказы. Отец Левко поражен и задает много вопросов, Левко придумывает историю о том, как он встретился с комиссаром и он собирался посетить отца Левко и отобедать с ним. Левко получает от отца, окрыленной такой честью, обещание сыграть свадьбу на следующий день. Затем Левко скрытно уходит к известной хате и потом идет к себе домой.
Нет такого произведения у Гоголя. Так называется его книга, которая содержит 8 повестей. Содержание сборника Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Первая книга. 1. Сорочинская ярмарка. 2. Вечер накануне Ивана Купала. 3. Майская ночь, или Утопленница. 4. Пропавшая грамота. Вторая книга. 1. Ночь перед Рождеством. 2. Страшная месть. 3. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка. ... Если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутсвует на вопрос «составить план майская ночь или утопленница ...» по предмету Литература, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
В ранних произведениях Н.В. Гоголя важную роль играет национальная составляющая. Именно поэтому, рассматривая концептосферу повестей писателя, мы в первую очередь обращаемся к концептам, отражающим специфику языковой картины мира украинского народа.
Под языковой картиной мира мы понимаем исторически сложившуюся в обыденном сознании того или иного языкового коллектива и отраженную в языке совокупность представлений о мире, определенный концептуализации действительности.
В произведениях Н.В. Гоголя мы сталкиваемся с фрагментом специфически украинской национальной картины мира.
В начале 1833 года Гоголь серьезно увлекся историей, особенно историей Украины. Он погружается в изучение специальной литературы и летописей, тщательно исследует памятники народнопоэтического творчества. Гоголя особенно увлекали народные украинские песни [Еремина 1987: 149].
Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность па Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь впервые зародилась в нем любовь к украинскому фольклору, театру. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре [Еремина 1987: 67].
Национальный образ жизни народа формируется историей и социальным устройством, географическими и природными условиями, животным и растительным миром, которые в свою очередь определяют род труда, обычаи, верования и традиции.
Вынашивая замыслы повестей, составивших «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь обращается к матери и сестре с прислать ему самые различные сведения об украинских народных обрядах, легендах, повериях и т. д. «...Вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, – писал он матери в апреле 1829 г., – и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов... равным образом название платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты, также нынешними замужними и мужиками... Еще обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей... Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках... множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов и проч., и проч., и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно» [цит. по: Еремина 1987: 67].
Первая часть «Вечеров» вышла в свет в сентябре 1831 года. В нее вошли четыре повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота». Через шесть месяцев, в начале марта 1832 года, появилась в печати и вторая часть («Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шионька и его тетушка», «Заколдованное место»).
Основными обязательными концептами любой национальной картины мира являются универсалии – пространство – время – человек. Эти универсалии лежат и в основе индивидуально-авторского отражения национальной картины мира Н.В. Гоголя. Это подтверждается самим названием всего цикла – «Вечера на хуторе близ Диканьки», где слово вечера обозначают время, близ Диканъки - пространство, хутор - место проживания человека.
Именно на это мы опирались, определяя основные концепты, которые рассматриваются в нашей работе.
Материалом исследования являются две повести – «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством». В название каждой повести включается временной концепт «Ночь», который, однако, представлен в двух ипостасях – ночь весенняя и ночь зимняя.
Важным концептом так же является концепт «Природа», который мы рассматриваем как окружающую человека среду, которая в том или ином виде отражает специфику внутреннего мира человека. Природа, как и ночь, представлена зимой и весной.
Еще одним базовым концептом, который детально представлен в повести «Майская ночь, или Утопленница», является концепт «Вода».
Мы обратили внимание на «Майскую ночь, или Утопленницу» и на «Ночь перед Рождеством». Герои повестей – веселые, сильные и бесстрашные парубки, красивые и гордые крестьянские девушки, грубоватые, но добрые их родители. Эти люди живут просто, естественно, красиво.
Ранний Гоголь – это романтик. А романтиков увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей, ведущих простой образ жизни. Обе повести сборника похожи на сказку, потому что в них мир поделен на две части: обычный, реальный и необычный, «потусторонний», реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом. Наравне с людьми действуют представители нечистой силы. В «Майской ночи...» это русалка и ведьма, а в «Ночи перед Рождеством» – черт и ведьма».
В «Вечерах…» присутствует сказочность, явная фантастика. Мир, который рисует автор, это мир-сказка. Показ не реальной действительности, а желанной. Украина здесь изображена такой, какой ее хотелось видеть Гоголю. Автор хочет, чтобы в мире побеждало только добро м
Одним тихим ясным вечером парни и девушки собрались попеть песни. Левко, сын сельского головы, затягивает возле одной из хат песню, вызывая красивую девушку по имени Ганна. Ганна долго борется с сомнениями и страхами, прежде чем выйти. Она боится зависти подружек, смелости и дерзости парней, а также своей строгой матери. Левко не в состоянии успокоить свою возлюбленную, его отец игнорирует все разговоры сына о свадьбе.
Ганна задает Левко вопрос о доме, с заколоченными ставнями, отражение которого видно в темных водах пруда. Тогда Левко повествует Ганне историю про то, что в этом доме жил сотник с красавицей дочкой. Однажды сотник женился во второй раз, однако его красавица дочка сразу не понравилась мачехе, которая принялась ее изводить, а затем и вовсе заставила убраться из дома. В отчаянии, молодая девушка кинулась с крутого берега в темные воды пруда и утонула, став при этом самой главной среди всех утопленниц. Один раз у нее получилось затащить свою мачеху под воду, однако та умудрилась превратиться в утопленницу и избежать мести. Теперь на том месте, где раньше стоял дом, собираются возвести Винницу, специально для этой цели приехал винокур. После рассказа Левко и Ганна прощаются и Левко идет к своим друзьям.
Попрощавшись с друзьями, Левко идет обратно и замечает Ганну, которая ведет беседу о Левко с каким-то человеком. Левко вслушивается в разговор и слышит, как мужчина ругает его и признается Ганне в любви. При свете луны Левко видит лицо мужчины и ужасается – это его отец. Левко решает проучить его при своих друзей. Тем временем, отец возвращается домой и заводит разговор с винокуром. Внезапно разбивается окно и в хату прилетает булыжник. Отец начинает ругань, однако винокур успокаивает его и рассказывает о своей теще. С улицы слышится обидная песня в адрес отца Левко и это толкает его на решительные действия.
На пару с винокуром им удается схватить зачинщика в черном тулупе, надетом наизнанку. Они направляются к писарю, для подачи обвинения, захватив с собой десятского. Оказывается, что писарь также схватил подобного хулигана, заперев его в сарае. Начинаются споры о том, кому принадлежит честь поимки зачинщика, и, чтобы его разрешить, они направляются в сарай. Там они обнаруживают свояченицу отца Левко, которую чудом не сожгли, перепутав с чертом. Вторым пойманным сорванцом оказался изрядно пьяный Каленик. Отец Левко впадает в бешенство и отдает десятским приказ поймать зачинщика, мотивируя их жесткими репрессиями в случае неудачи.
В это время Левко, с измазанным в саже лицом и в черном тулупе оказывается возле старого дома на берегу пруда. Левко всматривается в отражение дома и замечает, что в нем открылось одно из окон. Левко начинает петь песню и в окне виднеется красивая молодая девушка. Она плачет и просит Левко ей найти ведьму среди утопленниц, обещая хорошо отблагодарить Левко, если он справится. Левко соглашается и начинает искать ведьму среди девушек, которые водят хороводы. Сначала у него не получается выделить одну девушку из всех утопленниц , но, когда они затевают игру в ворона, Левко замечает, что одна из девушек, которая вызвалась стать вороном, немного темнее других. А когда она ловит свою жертву в азарте игры, Левко замечает, какая злость появляется в это время в ее глазах. Левко указывает на нее. Красивая девушка рада и передает Левко бумагу для его отца.
Левко просыпается с бумагой в руках, его хватают его отец вместе с десятскими. Бумага – не что иное, как приказ отце Левко от комиссара, отставного поручика Козьмы Дергача-Дришпановского, женить Левко и Ганну, восстановить мосты на столбовой дороге и другие важные приказы. Отец Левко поражен и задает много вопросов, Левко придумывает историю о том, как он встретился с комиссаром и он собирался посетить отца Левко и отобедать с ним. Левко получает от отца, окрыленной такой честью, обещание сыграть свадьбу на следующий день. Затем Левко скрытно уходит к известной хате и потом идет к себе домой.
Повесть Владимира Короленко "В дурном обществе" - одна из немногих произведений русских писателей 19-го века, главными героями которых являются дети. Девятая глава, "Кукла" самая драматичная глава повести.
В этой главе рассказывается о том, как Вася принес тяжело больной девочке Марусе куклу своей сестры Сони. Маруся была очень слабенькой девочкой и тяжело болела. Осенью ей стало хуже, она перестала вставать с постели. Васины игрушки не могли развлечь ее. Тогда Вася попросил на время у младшей сестренки Сони ее куклу. кукла была очень красивой, с густыми волосами. Ее подарила дочке покойная мать.
Получив куклу, Марусю как будто ожила. Маруся, смеялась, разговаривала и даже стала вставать с постели. Вася опасался, что пропажа игрушки обнаружится, и тогда отец все узнает.. Когда он нес куклу, то его видел старый Януш. Потом пропажу куклы обнаружила сонина няня. Отец что-то подозревал; к нему приходил Януш, и Васе было запрещено уходить из дома.
На пятый день Вася умудрился рано утром убежать к своим друзьям. Он пришел в подземелье и узнал, Марусе стало хуже. Забрать куклу у Маруси не получилось: девочка тихо заплакала, и Вася рне смог лишить ее единственной радости. Отец снова запретил Васе покидать дом. Через четыре дня Васю позвали в кабинет отца. Отец спросил Васю, брал ли он у сестры куклу. Вася признался, что брал, но наотрез отказался ответить, куда отнес куклу.
Тут в кабинет зашел Тыбурций с куклой в руках. Нищий попросил судью выйти, поговорить. Вася остался в кабинете. Когда отец вернулся, он положил руку на плечо сына и погладил его по голове.
Тыбурций расказал Васе, что Маруся умерла, и отец отпускает его в подземелье, чтобы проститься с подругой. После этого случая отец стал добрее относиться к сыну и дал ему денег для Тыбурция. Тыбурций и Валек потом покинули город.
Автор хочет показать трагичность всего, что происходит среди нас,в то же время красоту, любовь к повседневному миру. Такие разности, как искренность и смерть идут рядом, поглощая нас каждый божий день. Левко борется со злом в образе отца, искренне сочувствует панночке и ей. В результате добро побеждает зло.