Есть книги, которые взяв в руки, хочется перечитать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое указывая путь в будущее. Одним из таких шедевров является "Слово о полку Игореве".
В далекой древности кочевники - обитатели Великой степи - веровали в бога Неба, которого называли Тенгри, и религия их называлась тенгрианство. Тенгри был главным богом, все сотворившим, во все вдохнувшим жизнь. Но до появления Тенгри во вселенной был первобытный хаос, океан, из которого и возник наш мир .Так говорят мифы наших предков, древних тюрков. «...Когда-то не было ни земли, ни неба, а был только один необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет - Ак Жарык, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал бог Тенгри - прародитель всего мира. Он спал очень долго, миллионы и миллионы лет, и вот однажды проснулся. Тенгри разбил скорлупу яйца и вышел наружу. Из верхней части яйца Тенгри сотворил Небо, а из нижней сделал Землю. Чтобы Небо не упало на Землю и снова не воцари лся хаос, Тенгри поставил между ними посох - Темир Казырной звезде Тенгри привязал небесных коней -звезды и созвездия, и ходят они по всему Небу вокруг» . Из верхней части яйца Тенгри сотворил Небо, а из нижней сделал Землю. Чтобы Небо не упало на Землю и снова не воцари лся хаос, Тенгри поставил между ними посох - Темир Казык - Небесный Кол - Полярную звезду. К Полярной звезде Тенгри привязал небесных коней -звезды и созвездия, и ходят они по всему Небу вокруг».
Рассказ Н. С. Лескова «Левша» — одно из самых популярных произведений писателя. Здесь привлекает сочетание народных, фольклорных истоков с глубокими мыслям и автора о сущности русского национального характера, о роли России и русских в мире. Не случайно это произведение имеет подзаголовок «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» . «Левша» сымитирован под народную легенду, хотя позднее Лесков признавался: «Я весь этот рассказ сочинил.. .и левша есть лицо мною выдуманное» . Чтобы стилизовать рассказ под фольклор, выбран повествователь, сильно отличающийся от подлинного автора как особенностями речи, так и биографией. У читателей создается впечатление, что рассказчик — такой же тульский мастеровой, как и умелец-оружейник Левша. Он говорит совсем иначе, чем Лесков, и наделяет действующих лиц несвойственными их реальным прототипам речевыми характеристиками. Автор «Левши» , ,непосредственно за собой оставил только подстрочные примечания, благодаря которым у читателей создается впечатление о достоверности фактов, положенных в основу рассказа. Язык примечаний литературно правильный, почти научный. есков намеренно дает народную огласовку фамилий известных вельмож. Например, канцлер граф К. В. Нессельроде превратился в графа Кисельвроде. Таким писатель передал свое негативное отношение к деятельности Нессельроде на посту министра иностранных дел. Главный герой рассказа — человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием» . Однако основное свойство Левши — необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам» , подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь