Одним из первых произведений великого поэта м. ю. лермонтова, с которым я познакомилась, было стихотворение «парус» . оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, силой переживаний, чувств и мыслей, отраженных в нем. сейчас я знакома со многими произведениями лермонтова, но все-таки не встречала стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем «парус» . оно продолжает восхищать меня своей лаконичностью и точностью, яркими и впечатляющими образами, мелодичностью и скрытой грустью. в отличие от других стихов лермонтова («бородино» , «смерть поэта» , «дума» ) оно невелико - в нем всего три четверостишия. но все названные произведения, хотя и значительные, слишком публицистичны, меня они трогают меньше. и ранние стихи многих поэтов больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям лермонтова, а юношескому «парусу» . в поэзии самое главное - образ. в этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. и перед нами возникает картина, созданная воображением поэта. но это не просто зарисовка с натуры, это во многом автопортрет. мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус - это символ души поэта, его ищущего сердца. и становится понятно: в сущности, стихи не о парусе - они о человеческой судьбе. наиболее важные эпитеты - «одинокий» и «мятежный» . поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури» , и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу. и в своем стремлении поэт одинок: не многие способны разделить подобную участь, ведь он «счастия не ищет» , ему не нужен покой. и все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в них красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не поднимающих парус души и навсегда остающихся на берегу. именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений лермонтова.
Узапорожской сечи была своя территория, которая называлась кош. по полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались большим советом «из своих же запорожских казаков» . все важные вопросы решали вместе на общем собрании. был и свой запас провизии, и кашевар. прийти на сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом» . отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери остапа и андрия. все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. воспевая запорожскую вольницу, гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. но такое тогда было время: «дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет гоголь. запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа. «победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.
в провинции Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, а сочиняет небылицы. Лишь в первых словах хвастливой исповеди проскальзывает упоминание о настоящей роли героя в чиновничьем Петербурге: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет.» . с литературой: «все написал, всех изумил» . Будучи неприметной, жалкой личностью, Хлестаков в воображении своей становится над другими, захватывая в минутное подчинение всех. Есть такое выражение: «Короля делает свита» . Вот таким «королем на час» и стал Хлестаков в окружении персонажей комедии. Дело в том, что Хлестаков очень голоден. Денег у него нет, и не предвидится, обед в долг не дают. И не раз на протяжении комедии мы убеждаемся в инфантильности Хлестакова, его простодушном эгоизме, который он сам излагает в жизненном кредо: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» . с беззаботностью Хлестаков берет деньги у чиновников