40 ! вопросы по произведению гоголя "портрет"
1. о чём думает чартков, завесив портрет? какой чарткову снится сон? предвестником чего он является? с какой целью гоголь использует сон во сне?
2. в каких условиях творил художник из италии? какое впечатление произвела картина на окружающих и чарткова?
3. «какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы», между подлинным искусством и ремеслом?
4. почему потрясение от совершенной картины в чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
5. чем странен ростовщик, с которого писался портрет? какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
6. зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
7. какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны? какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?
8. в чем значение искусства и почему «талант чище всех должен быть душою»? в чем отличие мысли гоголя от слов пушкинского моцарта: «гений и злодейство - две вещи несовместные»?
9. почему художник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого сделать не удается?
Мазепа - мрачный образ медленного и скрытного героя, в чьём сердце кипят незамеченные никем страсти. В Мазепу влюблена Мария, дочь главного антагониста Мазепы, Кочубея. Родители Марии отказывают ему в руке дочери, поэтому она бежит из дому с ним. Родители замышляют месть, но донос, посланный ими, попадает в руки к Мазепе. После того, как отец Марии, качубей, гибнет на плахе, Мария сходит с ума. А Мазепа, не поддаваясь на уговоры пылких украинских сподвижников, готовит измену и ведёт тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем, Варшавой, Очаковом. Но терпит поражение на полтавском поле.
Мазепа - энергичный, мстительный, властолюбивый лидер. В первой и второй частях поэмы противостоит Кочубею, в третьей части противостоит Петру, в обоих случаях действует в соответствии со своим хитрым, осторожным и твёрдым характером. И, хотя он открывает Марие план измены и клянётся, что любит её "больше славы, больше власти", - это ложное заявление. Побеждая Кочубея, он обречён потерпеть поражение от Петра. Когда он позорно бежит с Полтавского поля с Карлом, вторично заставляет его проехать мимо разорённого имения Кочубея и увидеть безумную Марию.
Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…
Пирует Петр, и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен…
Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы» . Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким:
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом! » Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь дрожит, как божия гроза.
Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:
Казалось Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.
После прочтения поэмы «Полтава» четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина торжественно звучит в финале «Полтавы» :
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.