В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темойстихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой»листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».
В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне - высокая, с изумрудными листьями - чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и не на сопереживание.
ответ:
главная⇒
тематические сочинения ⇒
анализ эпизода “” по повести детство (горький а. м.)
анализ эпизода “” по повести детство (горький а. м.)
эпизод “” является одним из главных эпизодов в рассказе. он играет большую роль в развитии сюжета и композиции.
в этом эпизоде главным героем является бабушка акулина ивановна. второстепенными героями являются алеша и дед. акулина ивановна во время не растерялась и оперативно предприняла меры для сохранения имущества и животного хозяйство: “евгения снимай иконы!
наталья, одевай ! строго, крепким голосом командовала бабушка”, “купорос, дураки! взорвет купорос”, “она бросилась под ноги взвившегося
коня, встала перед ним крестом”.
дед же не был готов к этому: “а дед тихонько выл: и-и-ы…”. а алеша следил за происходящим: “я выбежал на кухню; окно на двор сверкало, точно золотое; по полу текли-скользили желтые пятна…”.
и даже в этом эпизоде чувствуется вражда в семье: “это мишка поджег, поджег да ушел, ага! ” кричал яков на мишку, обвиняя его в поджоге, хотя был вызван из-за оплошности григорья.
автор четко в этом эпизоде указал место каждого героя, кто руководитель, а кто подчиненный, кто готов к трудностям, а кто нет.
автор использовал в этом эпизоде эпитеты: желтые пятна, кудрявый огонь, красные цветы; сравнение: окно на двор сверкало, точно золотое; она была также интересна, как и и другие приемы. они нам лучше воссоздать картину, которая происходит в рассказе.