Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался домой. Вокруг было пустынно и мрачно. Молодой человек «думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».
Студент подошёл к огороду, где старуха Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костёр. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Студент продолжал рассказывать евангельскую историю. Василиса заплакала. Юноша простился с ними и пошёл дальше.
«Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота — главное в жизни человека.
Все наши знания и представления об этом мире, о роли добра и зла, о нормах поведения уходят корнями в глубокое Каждый из нас проходит заново путь развития, и вместе с тем каждый неразрывно связан с опытом предшествующих поколений, с целой галереей суждений и образов, рождённых за много сотен лет до него.
Что же такое древнерусская нравственность? Откуда берут корни извечные вопросы и проблемы, которые ставит перед собой современный нам человек? Была ли также актуальна многими веками ранее человеческая добродетель, рассуждал ли древнерусский человек о долге, чести, доблести? Были ли важны семейные узы и кровная обида?
Сегодня мы даже не сомневаясь отвечаем утвердительно на каждый вопрос. Но откуда же мы берём подобные знания - ведь никто не изобрёл машину времени, не побывал в тех временах и не проникся той атмосферой, не осознал в полной мере той жизни, существенно отличающийся от нашей. И тем не менее, мы многое знаем о людях и нравах того времени. Один из важнейших источников - древнерусская литература - духовная, несомненно развитая и цельная, она составляет целый период в общем собрании всех художественных ценностей.
Вспомним древнерусские былины... Богатыри, храбрые дружинники и поселяне - разве не отвагу и смекалку прославляли в них старинные писцы?! А "поучение" и "слово" - разве не вложен в этот жанр высший сакральный смысл, вся мораль и нравственная позиция тех лет. Чего только стоит знаменитое "Слово о полку Игореве" - кульминационное произведение древнерусской литературы. Вопросы долга, личной и общественной пользы, сплочённости людей и чистой безотчётной любви - множество вечных, актуальных сегодня тем затрагивается и раскрывается в этом "памятнике русской словесности"...
Только объединив опыт своих предшественников, анализируя его и обобщая, мы можем здраво оценить понятие современной морали. Древнерусская нравственность - важнейший нюанс в совокупности наших взглядов и суждений, отказаться от этой кладези нельзя.
Не знаю точной темы, но это вполне можно взять за основу. Написано эксклюзивно для вас, сегодня бесплатно. Удачи!)))
Студент подошёл к огороду, где старуха Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костёр. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Студент продолжал рассказывать евангельскую историю. Василиса заплакала. Юноша простился с ними и пошёл дальше.
«Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота — главное в жизни человека.