На территории нашей страны существует множество водоемов с пресной водой: одни из них — с текучей (большие и малые реки, ручьи и каналы), другие — с проточной и стоячей водой (озера, пруды, искусственные водохранилища). Для каждого типа водоема характерны своеобразная водная растительность и свой особый животный мир. Обитатели пресных водоемов составляют кормовую базу для разнообразных рыб, а те, в свою очередь, служат пищей для различных земноводных, водных и околоводных животных, пресмыкающихся, птиц и зверей. Часть из них представляет для человека хозяйственный интерес, в особенности рыбы (в качестве одного из важнейших источников питания). В России насчитывается около 775 тыс. рек (в том числе и малых, длиной не менее 10 км), причем густота речной сети по территории страны крайне неравномерна. Например, лесная зона европейской части России имеет на 1 км2 от 0,25 до 0,35 км речного русла, тогда как в пустынях Прикаспийской низменности протяженность рек на 1 км2 составляет 0—0,05 км. Большинство рек России покрывается льдом, но продолжительность ледостава зависит от их географического местоположения. На севере Сибири лед в реках держится 8—9 месяцев, тогда как в южных районах — всего 1—2 месяца. Наиболее многоводны реки бассейна Северного Ледовитого океана, которые в совокупности дают 3/5 годового стока, главным образом через Енисей. В то же время многие реки Средней Азии либо теряются в песках, либо впадают в озера. Кроме рек, в России имеется очень много озер, которые составляют 32% мировой озерной площади. Они очень разнообразны по величине, глубине, форме, составу воды, режиму. Так же как и реки, озера распределены но территории страны очень неравномерно. Особенно много озер в зоне избыточного увлажнения, в частности в Карелии, где на 1 км2 местами приходится до 30 озер. Почти все крупные озера на севере России сточные, с пресной водой, тогда как на юге многие озера бессточные и становятся со временем солеными или горько-солеными. В зависимости от степени движения воды (течения) реки и ручьи относятся к текучим водоемам, а озера и пруды — к стоячим. Между ними существует некоторая разница с физической и биологической стороны, которая и определяет специфику и своеобразие растительного и животного мира каждого типа водоема. На скорость течения в реках и ручьях оказывает влияние рельеф местности. На равнинах и в низменностях она небольшая, тогда как на крутых склонах гор наблюдается быстрое и даже бурное движение воды, а местами — водопады. Для развития водных растений и связанных с ними животных наиболее благоприятными являются спокойные водоемы,и поэтому пышное развитие фауны и флоры наблюдается обычно в медленно текущих участках рек (на дне) и в очень тихих затонах (в прибрежной зоне), а также в сильно заросших озерах и прудах. Как в стоячих водоемах, так и в тихих реках можно различить ряд биотопов (территорий, занятых определенным растительным сообществом и связанным с ним животным населением) и выделить характерные для них биоценозы (совокупность растений и животных, населяющих участки водоема с более или менее однородными условиями). В текучих водоемах (реках, ручьях и проточных озерах) также существуют различные биотопы с типичными для них биоценозами. Из отдельных группировок организмов, обитающих в пресных водоемах, принято выделять планктон (совокупность мелких организмов, живущих в толще воды и пассивно перемещающихся в ней), бентос (обитателей грунта на дне водоема) и нектон (совокупность организмов, активно передвигающихся в толще воды
Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "...имеющий целью формирование и развитие человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты".Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В-четвертых, в искусстве — проявляются творческие человека (проблема художника-творца).В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).Искусство многогранно, это душа человека. Искусство — это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство — то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры.