После первой мировой войны в экономической жизни Европы определилось место Греции - аграрной страны, в хозяйстве которой важнейшую роль играет экспорт сельскохозяйственных продуктов. В прямой связи с этим развитие получили прежде всего портовые города Греции - Афины с гаванью Пиреем, Салоиики, Патры и др. Афины в то время были небольшим городом, застроенным в XIX-XX вв. преимущественно 1-3-этажиыми домами посемейного заселения.Рост города шел стихийно, не внося при этом каких-либо изменений в уже сложившуюся планировку: застраивались главным образом новые районы - Патисиа и Панкрати, возникли пригородные парковые районы Кифисиа, Психико, Филофей, Экали. Строились почти исключительно жилые здания, надобность Б которых была вызвана естественным ростом города, а также иммиграцией из Турции в иачале 20-х годов около 1 млн. греков, большинство которых осело в Афинах.Значительные работы были проведены начиная с 20-х годов во втором по величине городе Греции - Салониках, нуждавшемся после войны в восстановлении и реконструкции. Здесь много работали французский архитектор Э. Эбрар и греческий зодчий К.Кицикис, предложивший планировку квартала, застраиваемого блоками жилых домов и имеющего внутриквартальный двор. Реконструкция и новое строительство осуществлялась преимущественно в районе парадной набережной Салоник. Здесь на открытой к морю площади Аристотеля и идущей от нее в глубь города улицы того же названия воздвигались дома с от крытыми аркадами в нижних этажах, повторяющими мотивы ранневизантийского зодчества, подлинным музеем которого являются Салоники.Большинство городов Греции продолжало оставаться небольшими поселениями, жители которых занимались сельским хозяйством на прилегающих к городу землю или рыбныы промыслом. Архитектура таких городов и поселков сохраняла традиции, выработанные народными мастерами. Наиболее характерен тип дома, внутреннее пространство которого делится на большой зал и двухэтажную часть, где помещаются кухня и спальня; на верхний этаж ведет из зала деревянная лестница. Зданиями, представляющими собой варианты этого типа, застраивались мелкие города и деревни. Характер рельефа определил застройку террасами, широкое использование наружных лестниц (рис. 1). Строительные материалы варьируются в зависимости от местных условий: на севере страны большую роль играет дерево, на островах - камень. Греческой народной архитектуре свойственны выразительность простых, лаконичных объемов и живописность застройки, хорошо увязанной с рельефом местности.
Ход сражения. Несмотря на скупое освещение хода знаменитой битвы в источниках, ход сражения схематически ясен. Выставив длинные копья, рыцари атаковали «чело» , т. е. центр русской рати. Осыпаемый градом стрел «клин» врезался в расположение сторожевого полка. Автор «Рифмованной хроники» писал: «Вот знамена братьев проникли в ряды стрелков, было слышно, как звенят мечи, и было видно, как рубились шлемы, с обеих сторон падали мертвые» . О прорыве немцами сторожевого полка писал и русский летописец: «Немцы же и чюдь пробишася свиньею сквозе полкы» .
Этот первый успех крестоносцев был, видимо, предусмотрен русским полководцем, так же как и встреченные после этого непреодолимые для врага затруднения. Вот как писал об этом этапе боя один из лучших отечественных военных историков: «…Наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, произошло скучивание рыцарской конницы, т. к. задние шеренги рыцарей подталкивали передние, которым негде было развернуться для боя» . Русские войска не дали немцам развить свой успех на флангах, и немецкий клин оказался прочно зажатым в клещи, потеряв стройность рядов и свободу маневра, что и оказалось гибельным для крестоносцев. В самый неожиданный для противника момент Александр отдал распоряжение засадному полку атаковать и окружить немцев. «И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди» , – сообщал летописец.
Вооруженные специальными крючьями русские ополченцы и дружинники стаскивали рыцарей с коней, после чего тяжеловооруженные «божьи дворяне» становились полностью бес Под тяжестью скучившихся рыцарей подтаявший лед стал трещать и кое-где трескаться. Только часть крестоносного воинства сумела вырваться из окружения, пытаясь бегством. Часть рыцарей утонула. В завершение «Ледового побоища» русские полки преследовали отступающего по льду Чудского озера супостата «семь верст до Соколицкого берега» . Разгром немцев увенчался договором между орденом и Новгородом, по которому крестоносцы покидали все захваченные русские земли и возвращали пленных; со своей стороны псковичи также отпускали плененных немцев.