Алексей Кондратьевич [12(24).5.1830, Москва, — 26.9(8.10). 1897, там же], русский живописец-пейзажист. Учился у К. И. Рабуса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844—54), где в 1857—82 руководил пейзажным классом. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В ранних произведениях С. преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851, Третьяковская галерея). В 1850—60-х гг. С. чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, там же), к усилению эмоционального звучания светотени. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871, там же), где С., изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Лирической непосредственностью, интересом к Пленэру, иногда возвышенно-философским переосмыслением мотивов отличаются и последующие произведения С. («Просёлок», 1873, «Дворик», 1870-е гг., — оба там же; «Могила над Волгой», 1874, частное собрание, Москва). Один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, С. оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 — начала 20 вв.
В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание. "Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, - пишет М. Элиаде - всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение".
Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. В шумеро-аккадской мифологии (миф о Лугальбанде) существовал образ огромной птицы Анзуд — орла с львиной головой (часто изображалась когтящей двух оленей либо других зверей). Птица Анзуд наделялась функцией посредничества между небом и землей, людьми и богами; в этом качестве рассматривалась как существо амбивалентное, одновременно