Ну карочеРазговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм (на что еще в 1918 г. обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О. О. Розенберг) исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии. Особенно это справедливо относительно Махаяны, которая, по существу, представляет собой обозначение весьма разноплановых и разнородных течений и направлений. Поэтому всегда следует анализировать и рассматривать конкретные направления буддизма, а не некий искусственно конструированный «буддизм вообще». В силу этого обстоятельства заранее обречены на провал попытки вычленить некий «истинный буддизм»; любой беспристрастный исследователь вынужден считать «буддизмом» любое учение, считавшееся буддийским самой традицией. Если использовать язык, имманентный самому буддизму, то можно сказать, опираясь на доктрину, известную как анатмавада (принцип бессущностности, «не-души»), что буддизм есть только имя для обозначения направлений и течений, считающих себя буддийскими.
Тем не менее, существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией, характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть весьма различным). Именно этот круг базовых идей мы и будем называть «основами учения буддизма» и к ним теперь обратимся. К этим базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой, однако если тхеравадины (последователи «южного буддизма», часто не совсем корректно называемые «хинаянистами») считают их полной и окончательной истиной, то для большинства махаянистов они лишь некоторые условно истинные положения, провозглашенные Буддой, чтобы подготовить учеников к восприятию истин более высокого порядка, таких, например, как тождество сансары и нирваны или наделенность всех живых существ природой Будды. Но в любом случае рассмотрение учения буддизма следует начинать именно с них.
Набираем во 2-й кувшин воды и выливаем ее в 1-й кувшин. Предположим, что у нас 5 л кувшин. 1. Опять набираем в него воды и доливаем 8-литровый кувшин, в котором уже есть 5 л воды, доверху. Долили 8-5=3 (л). В 5-литровом кувшине остается 5-3=2 (л) воды. Выливаем всю воду из 8-литрового кувшина. 2. Дальше из 2-го сосуда выливаем оставшуюся воду в пустой 8-литровый кувшин. 3. Набираем во 2-й кувшин еще воды и выливаем воду в 8-литровый кушин. В нем окажется 2+5=7 (л) воды. 4. Набираем во 2-й кувшин воду и доливаем 8-литровый кувшин доверху, т.е. доливаем 1 л. Во 2-м кувшине останется 5-1=4 (л). Выливаем всю воду из 8-литрового кувшина. 5. Выливаем в пустой 8-литровый кувшин оставшуюся воду из 2-го кувшина. 6. Набираем воду во 2-й кувшин и доливаем 8-литровый кувшин доверху. Долили 8-4=4 (л). Во 2-м кувшине осталось 5-4=1 (л). Выливаем всю воду из 8-литрового кувшина. 7. Выливаем оставшуюся воду из 2-го кувшина в 8-литровый кувшин. 8. Набираем во 2-й кувшин воды и выливаем ее в 8-литровый. В нем 1+5=6 (л) воды. 9. Набираем во 2-й кувшин воду и оливаем 8-литровый кувшин доверху. Долили 8-6=2 (л). Во 2-м кувшине осталось 5-2=3 (л). Выливаем всю воду из 8-литрового кувшина. 10. Выливаем оставшуюся воду из 2-го кувшина в 8-литровый кувшин. 11. Набираем 2-й кувшин воды и доливаем 8-литровый кувшин доверху. Он оказывается полным. 3+5=8 (л). А 2-й кувшин пустой.
Предположим, что у нас 2-й кувшин - 6-литровый . 1. Опять набираем в него воды и доливаем 8-литровый кувшин, в котором уже есть 6 л воды, доверху. Долили 8-6=2 (л). Во 2-м кувшине остается 6-2=4 (л) воды. Выливаем всю воду из 8-литрового кувшина. 2. Дальше из 2-го сосуда выливаем оставшуюся воду в пустой 8-литровый кувшин. 3. Набираем во 2-й кувшин еще воды и доливаем воду в 8-литровый кушин. Долили 8-4=4 л. Во 2-м кувшине осталось 6-4=2(л) воды.Выливаем всю воду из 8-литрового кувшина. 4. Выливаем в пустой 8-литровый кувшин оставшуюся воду из 2-го кувшина. 6. Набираем воду во 2-й кувшин и доливаем 8-литровый кувшин доверху. Долили 8-2=6 (л). Т.е. вылили всю воду из 2-го кувшина, при этом 8-литровый кувшин наполнился доверху.
При решении я разбила все операции на шаги по количеству доливаний 8-литрового кувшина. Как видно наполнить 8-литровый кувшин доверху с литрового кувшина можно за 11 шагов, а с литрового за 6 шагов. Т.е. определить можно по количеству шагов, необходимых для доливания 8-литрового кувшина доверху, чтобы при этом 2-й кувшин оказался пустым.