1. МНЕНИЕ МЭТРАИван Михайлович Сеченов, русский просветитель и создательфизиологической научной школы, полтора века тому назад писал: «В неизмеримомбольшинстве случаев характер психического содержания на 999/1000 даетсявоспитанием в обширном смысле слова и только на 1 /1000 зависит отиндивидуальности».Сформулируйте тезис Сеченова, используя аппарат. Согласны ли вы с мнением учёного? Приведитеодин яркий пример в поддержку приведённого тезиса и один – вопровержение. Во-первых, из приведенного текста видно, что И. М. Сеченов не отрицает того, что индивидуальные особенности человека могут сказываться на всем его последующем развитии. У него лишь вызывает сожаление, что нет возможности уловить эти особенности, потому он и не останавливается на рассмотрении их, да это и не являлось предметом его исследования; несколькими абзацами раньше он прямо заявляет: «В предлагаемом исследовании разбирается только внешняя сторона психических рефлексов, так сказать одни пути их; о сущности самого процесса нет и в помине»[63]. К тому же, возможность уловить индивидуальные особенности в то время была весьма минимальной, ибо такие возможности возникают лишь с развитием генетики. Во-вторых, И. М. Сеченов указывает, что на 999/1000 характер психики человека зависит от воспитания в большинстве, но не во всех случаях, и если человек родился умственно неполноценным, то это уже навсегда - умным его не воспитаешь, ибо свойство мозга от воспитания не зависит.
2. ПРИРОДА ИНСАЙТАПрокомментируйте с позиции гештальтпсихологии случай «инсайта»шимпанзе.Сидящая в клетке обезьяна не догадывается взять лежащую в клетке слегкапоодаль палку, чтобы снять банан, который висит за пределами клетки. Посленескольких попыток дотянуться до банана обезьяна «задумывается», некотороевремя ничего не предпринимая. Если после этой паузы палка окажется в полезрения обезьяны, она уверенно хватает её и снимает банан
Возможные дни приезда: понедельник, среда, четверг, воскресенье. В понедельник она может приехать в 8, в 13 или в 20 ч. В среду она может приехать в 9, в 13 или в 22. В четверг она может приехать в 10 или в 22. В воскресенье она может приехать в 8 или в 9. Если бы она сказала Пете, что приедет в 10 часов, то он бы сразу понял, что она приедет в четверг. Если бы она сказала, что приедет в 20, то абсолютно логично, что в понедельник. Если бы бабушка назвала Ване понедельник или четверг, то он не мог бы сказать Пете, что "я не знаю и ты не знаешь". Поэтому эти дни исключаем. Она назвала Ване такой день, что он сразу понял, что Петя не сможет понять, в какой день бабушка приедет. Получается, среда или воскресенье. Но, когда Петя это услышал, он понял, что вариант всего один - воскресенье, 8 часов. Так как если бы она приехала в 9, то Петя не смог бы узнать, в среду она приедет или в воскресенье. А если она приедет в среду в 13 или в 22 часа, то Ваня не мог ответить "Тогда и я тоже знаю". ответ: воскресенье, 8:00.
Во-первых, из приведенного текста видно, что И. М. Сеченов не отрицает того, что индивидуальные особенности человека могут сказываться на всем его последующем развитии. У него лишь вызывает сожаление, что нет возможности уловить эти особенности, потому он и не останавливается на рассмотрении их, да это и не являлось предметом его исследования; несколькими абзацами раньше он прямо заявляет: «В предлагаемом исследовании разбирается только внешняя сторона психических рефлексов, так сказать одни пути их; о сущности самого процесса нет и в помине»[63]. К тому же, возможность уловить индивидуальные особенности в то время была весьма минимальной, ибо такие возможности возникают лишь с развитием генетики.
Во-вторых, И. М. Сеченов указывает, что на 999/1000 характер психики человека зависит от воспитания в большинстве, но не во всех случаях, и если человек родился умственно неполноценным, то это уже навсегда - умным его не воспитаешь, ибо свойство мозга от воспитания не зависит.
2. ПРИРОДА ИНСАЙТАПрокомментируйте с позиции гештальтпсихологии случай «инсайта»шимпанзе.Сидящая в клетке обезьяна не догадывается взять лежащую в клетке слегкапоодаль палку, чтобы снять банан, который висит за пределами клетки. Посленескольких попыток дотянуться до банана обезьяна «задумывается», некотороевремя ничего не предпринимая. Если после этой паузы палка окажется в полезрения обезьяны, она уверенно хватает её и снимает банан