После активных и суматошних выходных дней решил сегодня, в понедельник, оттянуться дома, не выходя из квартиры. В субботу и воскресенье занимался уборочными работами на даче, затем ходил в лес по ягоды и грибы, а после удил на Вычегде рыбку. Сижу дома, постоянно выхожу на балкон и выглядываю в окно. Ах, день то какой, господа, просто чудо! Тепло и свежо одновременно. В воздухе улавливается запах застогованного свежего сена, нагуленного на летних лугах коровьего молока, аромат спелых лесных ягод, свежых овощей и фруктов в изобилии заполнивших прилавки уличных ларьков. И еще ощущатся привкус ушедшего жаркого лета и увядающей, некогда буйной растительности. Напротив окон стоят, чуть шелестя листвой, березки с позолотой в кудрях, рядом побагровевшая черемуха, которая, казалось, совсем недавно была в белом брачном одеянии. В небе стремительно проносятся кругами стайки мелких пташек готовящихся к длительному перелету. Во дворе дома на детской площаке веселой гурьбой возятся и играют детки. Из окна видна посвежевшая и осовременившаяся улица. В этом году на ней проложили новый асфальт и выложили тротуар плиткой. Напротив, фасад дома обшили красивым долговечным материалом, теперь глядя на него приятно взору. Ощущение такое, что мы потихоньку европезируемся... Вопреки всему, сегодня мне хочется верить, что выбьемся и мы в люди.
Великая сибирская река покоряла многих живописцев страны беспокойной ширью своих просторов, величавой красотой берегов, бурным ритмом могучего течения. Вот что рассказывает Тойво Васильевич Ряннель: "Как ни странно, все началось с заказа. Мне предложили написать два пейзажа о Енисее. Недолго думая, я принял заказ. Я вырос на Енисее, постоянно из года в год путешествую по его голубым просторам и накопил значительное число этюдов. Казалось, что собранного материала вполне достаточно. Но когда я вплотную взялся за работу, мой оптимизм быстро Поиски выразительного решения заставили меня убедиться в том, что я знаю о Енисее все же мало. Не был найден художественный образ великой сибирской реки."
Чтобы написать картину "Рождение Енисея", Ряннель с группой хакасских и тувинских художников отправился в поход до Верхне-Енисейского водопада. Путь был многодневным и трудным. "Встреча с водопадом словно подменила нас, - говорит Ряннель, - Картина, открывшаяся нашим глазам, незабываема, усталости как не бывало. Быстро менявшийся праздник красок, гул водопада, повторенный скалами и лесистыми горами - все это настраивало на торжественный лад и привело нас в такое состояние, при котором работается легко и свободно. Все было настолько неожиданно, что захватывало дух. О красоте более действенной мы и не мечтали. Мы увидели рождение Енисея! Только в этот момент я понял, что моя готовая, заранее, до похода, созревшая схема будущей картины не нужна. Действительность подсказала решение, которого не найти при самой богатой фантазии." Пейзаж оставляет волнующее впечатление. Это поэма о Енисее. Бурно низвергаясь со скалистой крутизны, вскипая пеной, разбиваясь в брызги, сверкаюшие в свете утренней зари, он устремляется вниз по течению. Тема пробуждения природы в утренний час оказалась созвучной теме рождения Енисея. Тревожными темными силуэтами высятся на скалистом берегу кедры. Мощные скалы пытаются преградить путь стремительному потоку, который, в свою очередь, как бы раздвигая скалы, с боем пробивает себе дорогу к "брату океану". ("Брат океана", - так почтительно величают Енисей в народе). Картина являет собой зрелище, рождающее ощущение вечной динамики природы.