Декоративное искусство Западной Европы 17 века было полностью подчинено интересам господствующего класса. Во время правления императора Людовика XIV Франция становится культурным центром Европы. В интерьерах господствовал стиль барокко – странный, причудливый, вычурный. Девиз этого стиля – монументальность. Величие, богатство и красочность. На отделку стен, дорогую мебель, изысканные вещи тратились огромные деньги. Стены украшались зеркалами, гобеленами – ткаными коврами, тяжелыми затейливыми канделябрами.
Искусство барокко в середине XVIII столетия достигло в России полной зрелости. Сознание того, что «Россия есть важнейший член общеевропейской системы», наполняет искусство Ломоносовской эпохи. Продолжая развивать традиции предшествующего времени, русские архитекторы обращаются к общеевропейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространяется по всей России. Рассадниками ее являются Петербург и Москва. Итальянец по происхождению, уроженец Франции, В.-В. Растрелли (сын скульптора К.-Б. Растрелли) целиком отдал свое дарование России. Получив образование за границей, он затем строил только в России, ставшей его второй родиной. Украшая дворцы и храмы, В. Растрелли, сотрудничал обычно с русскими народными мастерами. Резьба по дереву, обрамлявшая двери, окна, зеркала, потолки дворцовых залов, создавалась русскими резчиками по чертежам архитектора. Пышная дворцовая мебель, богато позолоченная, обитая шелком и парчой, делалась также по рисункам Растрелли. Украшая диваны и кресла золоченой резьбой, знаменитый архитектор и русские исполнители-резчики чуждались, однако, крайностей барокко. Изогнутые ножки мебели обычно вполне четки по своей конструкции. Гирлянды листьев, цветов, раковин, обрамляющие спинки сидений и подлокотников, в своих изгибах подчеркивают стройную композицию вещи. Обивка мебели многоцветными шелками, гармонирующими с позолотой, увеличивала ее декоративный эффект. Творчество В. Растрелли ознаменовало расцвет барокко и в русском прикладном искусстве. Храм Климента Римского на Пятницкой улице (1750 —1770-е гг.) не без основания приписывают В. Растрелли в Москве архитектору А. П. Евлашову. Монументальное здание решительно устремляется ввысь. Пять могучих куполов, вырастающих из главного объема постройки, составляют компактную группу. Архитектурный колосс, полный движения, несет вместе с тем печать единства. В Москве середины XVIII века не найдется памятников, подобных этому храму.
Декоративное искусство Западной Европы 17 века было полностью подчинено интересам господствующего класса. Во время правления императора Людовика XIV Франция становится культурным центром Европы. В интерьерах господствовал стиль барокко – странный, причудливый, вычурный. Девиз этого стиля – монументальность. Величие, богатство и красочность. На отделку стен, дорогую мебель, изысканные вещи тратились огромные деньги. Стены украшались зеркалами, гобеленами – ткаными коврами, тяжелыми затейливыми канделябрами.