По этому материалу можешь написать сочинения: 1.развитие скотоводства и земледелия.костный материал,собранный на поселениях раннего этапа эпохи бронзы, позволяет говорить, что основным занятием человека на территории казахстана в это время было придомное пастушеское скотоводство. в стаде преобладал крупный рогатый скот. придомное пастушеское скотоводство постепенно перерастало в яйлажное. при яйлажном скотоводстве пастухи со скотом делали небольшие перекочевки с одного пастбища на другое. в составе стада увеличивалась доля мелкого рогатого скота (овцы, коз древнее скотоводство было экстенсивным. освоение и расширение площади пастбищ, выведение и выращивание таких видов животных как лошадь, овца, выносливых и способных к тебеневке (добыванию зимой корма из-под снега и на большие расстояния), к увеличению стада. на позднем этапе эпохи бронзы в степных районах казахстана скотоводство становится основной отраслью хозяйства и принимает формы, близкие к кочевому скотоводству. одновременно со скотоводством, начиная с эпохи неолита на территории казахстана стало развиваться земледелие. в хозяйстве племен эпохи бронзы скотоводство и земледелие дополняли друг друга и были взаимосвязаны. на поселениях ранней бронзы найдены мотыги из камня и рога оленя. из камня же делались и орудия для растирания зерна - зернотерки, терки, песты, ступы. 2.горное дело, металлургия. наряду со скотоводством и земледелием важнейшую роль играли добыча различных руд, обработка камня и кости. на территории казахстана с давних времен были известны богатые месторождения меди, олова и золота. многочисленные древние разработки меди (жезказган, зыряновск, карчига, джалтыр, ащилы, кушикбай), олова (горы атасу, калбинский и нарымский хребты) и золота (степняк, казанчункур, , акджал, дайбай, майкопчегай, акабек) свидетельствуют о том, что эта территория являлась одним из центров древней металлургии. геологические изыскания показывают, что добыча и плавка медных окисленных руд в древности достигла больших объемов. разрабатывали только окисленную руду (малахит, азурит, касситерит) с богатым содержание меди и олова. форма и метод выработки зависели от условий залегания рудного тела. выработки направлялись только по рудоносным жилам, оставляя нетронутой пустую породу. в плотных рудах, не кайлованию, использовался способ огневой проходки. на поверхности земли, в стороне от места выработки, обычно руду дробили каменными молотками, затем промывали. вода была необходима для «мокрого» обогащения - первичного отделения руды от породы. мелкодробленую руду деревянными лопатами или лопаткой крупного животного и в кожаных мешках уносили на поселение, на место плавки. для плавки устраивались плавильные печи типа горна, следы которых найдены в милыкудуке, атасу. медную и оловянную руду плавили отдельно, а позднее, уже при отливке того или иного предмета, добавляли необходимое количество олова в медь. 3. промыслы. скотоводство давало не только продукты питания, но и сырье для изготовления одежды и обуви. о существовании ткачества в эпоху бронзы свидетельствуют находки грузиков от примитивного ткацкого станка, костяных, каменных и глиняных пряслиц от веретена. шерстяные изделия изготавливали из шерсти тонкорунной овцы или козьего пуха при тканья, вязания и плетения. племена эпохи бронзы употребляли также растительные нитки из дикой конопли, дикого льна и крапивы. из них плели веревки для хозяйственных нужд, сети для рыбной ловли, ими шили одежду. судя по обнаруженным в погребениях остаткам обуви, она была кожаной, без каблуков, шилась сухожильными нитками и стягивалась шнурочками около щиколоток. мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. верхнюю одежду также изготовляли из шерстяных тканей. по всей вероятности, она была двубортная или имела разрез в верхней части и застегивалась на одну пуговицу с левой стороны. одежда женщин состояла из платья, шапочки и кожаной обуви. платье, обычно из шерстяной ткани, спускалось несколько ниже колен. рукава были длинными. их обшлага обшивали бронзовых бусинок. юбка от пояса спереди также была украшена белых пастовых бусинок. ткани окрашивали в разные оттенки красного цвета: ярко-красный, фиолетово-красный. по множеству предметов украшения, найденных в погребениях, можно утверждать, что женщины носили в ушах большие серьги и спиральные кольца, обложенные листовым золотом, на шее - гривну или низку из бронзовых бус и пронизок, на руках браслеты и перстни. разрез одежды вокруг шеи обшивали стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. широко были распространены лапчатые, круглые и ромбические , иногда орнаментированные, и поясные обоймочки. в качестве украшений и оберегов мужчины и женщины носили раковины, клыки хищных и животных.
«Шишкин был великим жизнелюбом. Он преклонялся перед русской природой, она стала его частью существа. Он любил ее больше всего на свете, и потому взгляд его на природу был удивительно оптимистичным. Всю свою жизнь Шишкин посвятил воспеванию русских лесов, полей, раздолья русского» . Иван Иванович мечтал проникнуться в тайны строения и жизни природы.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. «Но самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. На опушке изображен сосняк - стройный, высокий. Каждое дерево обладает своим «характером». В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) - последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Она - свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, - словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев.
Картина «Утро в сосновом лесу» пользуется популярностью занимательным сюжетом. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов, чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К.А.. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с.40,1). Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным.
О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку "Дубки под Сестрорецком" (1857). Наряду с присущими этой большой "рисованной картине" элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности изображения. В произведении видно стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка.
Уже один из ранних картин Шишкина «Ручей в лесу» (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит творческая работа. Многодельный, сложный по мотиву, эта картина напоминает те рисунки пером и тушью, которые Шишкин исполнял в шестидесятые годы. «Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты.
Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. На картине солнце почти не попадает из-за густого леса, из-за чего деревья выглядят чахлыми. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» ). Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Здесь исчезла всякая таинственность. Лес выглядит небольшим и просторным. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
Шишкин любил также рисовать просторы. Один из таких пейзажей - «Лесные дали». Лес на данной картине отступил от переднего плана. Тонкая сосна, четко рисующаяся на фоне светлого неба, как бы отмеряет расстояние, а дальше уже начинаются леса. Вдалеке виднеется река или озеро. А за ней опять гряды лесов. «Небо золотистое, бесконечное. Тишина… Завораживающий простор. Туманная дымка постепенно заволакивает дали…»
Шишкин написал множество прекрасных картин, в которых отразил всю свою любовь и великолепие природы.